А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Архаический период: круглая скульптура, специфика


Аполлон из Навкратиса. Начало VI в. до н.э. Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина Одним из весомых достижений древнегреческого искусства архаического периода (VII-VI века до н.э.) является декоративная скульптура.Ведущей темой в древнегреческом искусстве данного периода становится человек. Его представляют в виде бога, атлета, героя. Уже к началу архаического периода относится кратковременный всплеск гигантизма при изображении человека. Эта черта была свойственна скульптуре, созданной в конце седьмого века до н.э. на Наксосе, Делосе и Фазосе.

Скульптура Беотии также отличается оригинальностью. Именно здесь была обнаружена голова Аполлона Птойского. Жёсткостью линий она похожа на скульптуры, высеченные из дерева. Божественные черты отличаются простотой и наивностью, линии век прямы, губы плотно сжаты, пряди волос однообразны. В глазах проявляется предельная духовная чистота. Лицо сияет изумлением и радостью постижения мира.

Курос из храма Аполлона Птооса в Беотии. VI в до н.э. Скульптуры Аполлонов создавались и в Навкратисе. Также их фрагменты находили в городах Северного Причерноморья (Кепы, Ольвия).

При Писистрате искусство архаических Афин достигает своего расцвета. Аттические скульпторы отличаются большей сдержанностью в декоре, чем ионийские. Их произведения не похожи на дорические скульптуры, которые подчёркивают в человеке физическую мощь. Нет у аттических скульпторов и экспрессии беотийцев.

Мастерам Аттики в гораздо большей степени свойственны попытки передать психологический, духовный мир человека, а не только лишь его внешние характеристики – прекрасное тело, силу или чувства. Искусство аттических скульпторов уже в шестом веке стремится выразить не только лишь своеобразие местных черт, а общегреческие идеалы.

Мраморные статуи девушек-кор, обнаруженные в руинах Акрополя в Афинах, поражают мир своей окраской, которая сбереглась до наших дней. У них яркие одежды, цветные губы и зрачки. Девушки изображены пребывающими в праздничном, возвышенном настроении. Они сосредоточенны и спокойны, их взоры устремлены прямо перед собой. В каждой из них таится какое-то неуловимое своеобразие и прелесть. Драпировки их одежд то строги, то изящно-прихотливы, то сдержанны. Безмятежность чудной юности воплощена в чистых и наивных улыбках этих наполненных поэзией представительницах искусства Древней Греции.

Задачи полихромии решались мастерами не только красками, но и другими материалами, такими как кость и золото.


Задумчивая Кора с афинского Акрополя. VI в. до н.э. Афины, Музей Акрополя
"Задумчивая Кора".
VI в. до н.э.
Афины.
Музей Акрополя.

Кора в пеплосе. Около 530 до н.э. Музей Акрополя. Афины
"Кора в пеплосе".
Около 530 до н.э.
Афины.
Музей Акрополя.

Кора 675 с афинского Акрополя. VI в. до н.э. Афины, Музей Акрополя
Кора "675"
VI в. до н.э.
Афины.
Музей Акрополя.

Кора Антенора. 520 г. до н.э. Афины, Музей Акрополя
"Кора Антенора".
520 г. до н.э.
Афины.
Музей Акрополя.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.