Уральский ювелирно-гранильный промысел
Художественные изделия, созданные из уральских цветных камней – это старинная ветвь русского декоративно-прикладного искусства. Создание изделий из резного уральского камня зародилось с 1720-1730-х годов, когда в современном Свердловске, а тогда Екатеринбурге были построены первые «мельницы» - фабрики по обработке малахита, орлеца, яшмы, мрамора, горного хрусталя и прочих камней. С 1765 года начинаются целенаправленные открытия, поиски, освоение самоцветных сокровищ Каменного Пояса.
В 1950-е годы с надомничеством в Свердловске было покончено. На фабрике работало новое поколение мастеров, которые получили прекрасную подготовку в художественно-профессиональном училище, организованном в 1948 году. Начали появляться первые технологи, инженеры, специалисты. Внедрялось много технологических и технических новшеств, был усовершенствован процесс золочения изделий, плавка драгоценных металлов.
Ювелирно-гранильная фабрика в Свердловске активно внедрилась в орбиту художественной жизни. Начали проявлять себя первые художники-профессионалы, сложилась мощная творческая группа модельеров. Основные эксперименты и поиски новых моделей украшений, со вставками из натурального камня, были связаны с организацией в 1963 году на фабрике специализированной творческой группы, в состав которой вошли модельеры, художники, инструментальщики-гравёры, технологи, нормировщики. С момента организации данной группы обновляется ассортимент массовых золотых и серебряных изделий с поделочными и полудрагоценными камнями, осваиваются и разрабатываются изделия, украшенные бриллиантами. В это время формируются стили и направления уральского ювелирного искусства.
Изначально художники Урала работают над созданием уникальных произведений для ювелирной промышленности. В результате возникли два основные течения – выставочное и промышленное. Промышленное течение обеспечивало создание целостных по форме, удобных и практичных в носке, эстетически совершенных изделий, которые отвечали самым высоким технически-промышленным требованиям. В рамках данного направления создавалась масса украшений, которые отличались по материалу (серебряные или золотые), по количеству тиражей, ассортименту (броши, кулоны, серьги и прочее). Особенно большое внимание при этом уделялось золотым изделиям.
Кулон. Уральские самоцветы.
|
Брошь. Топаз. Уральские самоцветы.
|
Украшения. Уральские самоцветы.
|