А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Гомеровский период: особенности


Бронзовые статуэтки из Олимпии. Олимпия. Археологический музей. IX в. до н.э. Со временем ахейцев, которых изрядно ослабила Троянская война, завоёвывают доряне. И далее в истории древнегреческого искусства начинается гомеровский период – девятый – восьмой века до н.э. Ему присуща бытовая патриархальность, примитивность формирующейся культуры, раздробленность мелких хозяйств. Зодчество того периода исследователи изучают по строкам поэм Гомера.

Друг, мы, конечно, пришли к Одиссееву славному дому,
Может легко он быть узнан меж всеми другими домами:
Длинный ряд горниц просторных, широкий и чисто мощеный
Двор, обведенный зубчатой стеною, двойные ворота
С крепким замком, - в них ворваться насильно никто не помыслит". Протогеометрическая ваза. 11—10 в до н.э.

В тот период создавались редкие скульптурные памятники. Они были просты по форме и невелики по размерам. Особенно популярным стало украшение сосудов. Древние греки относились к ним не только лишь как к предметам, необходимым в быту. В различных и иногда причудливых керамических формах, созданных до девятого века до н.э., проявлялась простота выражения чувств людей, их создавших.

Сосуды, как правило, были покрыты простейшими орнаментами, состоящими из треугольников, кругов, ромбов и квадратов. Со временем эти узоры усложнились, а форма ваз стала более разнообразной.

В конце девятого – начале восьмого века до н.э. появляются вазы, чья поверхность была всплошную украшена орнаментами. Тулово амфоры, которая сейчас хранится в мюнхенском музее прикладного искусства, разделено на фризы (тонкие пояса), на которые нанесена геометрическая роспись, напоминающая кружево. Кроме узоров на поверхности амфоры изображены птицы и животные. Для них он выделил специальные фризы, один из которых находится в верхней части горла, второй – в начале тулова, а третий – возле днища.

Сосуд из некрополя в Афинах (IX век до н.э.) и крышка с четверкой коней (XIII век до н.э.) Для ранних ступеней развития искусства различных народностей присущ принцип повтора. Это свойственно и греческому искусству, в частности, – керамическим росписям.

Для росписи данной вазы художник использовал повтор в изображении птиц и животных. Но при этом даже в самых простых композициях на тулове, горле и у днища видны различия. Лани, изображённые вверху сосуда, спокойны. Они щипают траву и пасутся очень мирно. В том месте тулова, где начинается подъём ручек, форма вазы резко меняется. Животные изображены по-другому. Их головы повёрнуты назад, словно при сигнале опасности. Тела напряжены, словно лани готовы немедленно сорваться в бег. Плавный ритм контура сосуда нарушился, что отразилось также на изображении животных.


Пифос из Аргоса. Ок. 750 г. Арогос. Музей
Пифос из Аргоса.
Ок. 750 г.

Амфора из Аттики. Ок. 750 г. Мюнхен. Античные собрания
Амфора из Аттики.
Ок. 750 г.
Мюнхен.

Надгробный кратер геометрического стиля. VIII в. до н.э.
Надгробный кратер
геометрического стиля.
VIII в. до н.э.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.