А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Поздняя классика: специфика


Сатир, качающий девушку на качелях. Скифос. Около 430 г. до н.э. Берлин Потеря гражданственных идеалов, рост настроений индивидуализма, кризис полисной системы привели в результате к общему изменению мировоззрения в искусстве конца пятого века до н.э.

Элегия и величавый покой классических образов уступили место динамике сложного и красивого рисунка. Художники отдавали предпочтение мифологическим сценам, которые были связаны с похищениями, борьбой, бегством, вакхическими праздниками. Превалировали бурные сцены, которые давали возможность применить подвижную гибкую линию.

Мастера предпочитали расписывать огромные плоскости больших ваз многофигурными сценами. Подобное стремление было связано со стремлением вазописцев подражать монументалистам, в распоряжении которых были значительные поверхности, которые не ограничивались плоскостью и формой вазы. Амфора (Мидий. 420-400 гг. до н.э. Британский музей)

Для композиций того периода характерна многоплановость. Вводятся элементы пейзажа – оливковые деревья с плодами, скалы, горки. Изображаются рыбы, дельфины, птицы. Линии складок развевающихся одежд так выразительны и настолько умело проведены, что можно ощутить порывы ветра.

Особая роль принадлежит орнаменту. Порой он был не слишком важен и находился на второстепенных участках вазы – ножке, горлышке, ручках. Но на многих вазах орнамент может соперничать с рисунком сюжета.

Стремление мастеров к динамике ощущается в рисунке амфоры из Ареццо, на которой изображён Пелопс, мчащийся в колеснице с Гипподамией. В полном напряжения выразительной композиции в роли начала отсчёта движения слева показана вертикаль дерева.

Художник (возможно это был Мидий) изображает Пелопса, откинувшегося назад, который сдерживает бешеный порыв лошадей. В центре спорящих, волнующихся, перебивающих друг друга линий высится спокойная фигура героини событий – прекрасной юной Гипподамии. Кратер из Орвьето. Афина. Геракл и аргонавты. Около 450 г. до н.э. Париж. Лувр

После двухцветных росписей шестого – пятого веков художники, стремясь к усложнению цветовой палитры, возвращаются к красочным композициям, которые характерны для седьмого века. Однако теперь, в отличие от резких сочных тонов пурпура, чёрного лака, белой краски и оранжевой глины, в изображениях превалируют нежные тональности розового, зелёного, голубого.

Радужными яркими вспышками освещаются поверхности греческих сосудов в последние десятилетия пятого века. Вероятно, так произошло не без влияния монументальной живописи.


Охота на вепря. Лекиф. 390-380 гг. до н.э.
Охота на вепря.
Лекиф.
390-380 гг. до н.э.

Менада. Фигурный сосуд. Афины, IV в.д.н.э. Некрополь Фанагории
Менада.
Фигурный сосуд.
Афины, IV в. до н.э.
Некрополь Фанагории.

Cирена. Фигурный сосуд. Афины, IV в.д.н.э. Некрополь Фанагории
Cирена.
Фигурный сосуд.
Афины, IV в. до н.э.
Некрополь Фанагории.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.