А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Архаический период: специфика вазописи


Кратер (Чернофигурный стиль) В конце восьмого века до н.э. в древнегреческой вазописи сформировались новые интересы и предпочтения. Условные, упрощённые геометрические изображения уже перестали удовлетворять общественные вкусы. В рисунках на вазах мастера седьмого века до н.э. начинают активно вводить сюжетные сцены и растительные мотивы.

Близость малоазийского Востока выразилась в красочности и декоративности создаваемых композиций. Благодаря им стиль вазописи седьмого века до н.э. был назван ковровым или ориентализирующим. Сосуды, отличающиеся художественным совершенством, создавались на островах Родосе, Мелосе, Крите, а также в городах Малой Азии и, в частности, в Милете. Крупным производственным центром ваз в седьмом и в начале шестого века стал город Коринф, а в шестом веке – Афины.

В чём-то яркая и насыщенная роспись ваз того периода сходна с царившей в тот период древнегреческой истории повсеместной роскошью, о которой слагают стихи поэты седьмого века:

Менелай и Гектор в битве над телом Эвфорба. Блюдо с острова Родос. VII в. до н.э.

"Гектор с толпою друзей через море солёное
На кораблях Андромаху везет быстроглазую,
Нежную. С нею - немало запястий из золота,
Пурпурных платьев и тканей, узорчато вышитых,
Кости слоновой без счета и кубков серебряных".

Дорические черты, не затушёванные влиянием Востока, особенно ярко проявляются в Лаконике (Южная Греция). Формы ваз и глины изысканными силуэтами напоминают очертания сосудов из металла. В стиле данных росписей проявляется графичность и линеарность, которые вместе с тем далеки от геометрической условности. Манера живописи здесь иная. В ней отсутствует гибкость линий родосских рисунков. На сосудах зачастую изображаются охотники или воины. В композициях присутствует действие и меньше орнаментики. Образы изображений лишены беззаботной неги, которая свойственна рисункам островных ваз. В этих росписях порой звучат тревожные мотивы, которые характерны и для творчества поэта седьмого века до н.э. Архилоха:

Изображение всадника. Чаша чернофигурного стиля из Лаконии. 550-530 г. до н.э.

"Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред тобой,
Ободрись и встреть их грудью, и ударим на врагов!
Пусть везде кругом засады, - твёрдо стой, не трепещи.
Победишь, - своей победы напоказ не выставляй,
Победят, - не огорчайся, запершись в дому, не плачь,
В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй;
Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт".

На образце протокоринфской керамики – сикионском сосуде из коллекции Киджи – также можно встретить редкостные орнаменты.


Сфинксы и совы. Коринфский арибалл. Около 630 до н.э. Государственное Античное собрание, Мюнхен.jpg
Сфинксы и совы.
Коринфский арибалл.
Около 630 до н.э.
Государственное Античное
собрание, Мюнхен.

Геракл и Несс. Амфора. II половина VII в. до н.э. Афины, Национальный музей
Геракл и Несс.
Амфора.
II половина VII в. до н.э.
Афины,
Национальный музей.

Амфора протокоринфского стиля
Амфора
протокоринфского
стиля.
в. до н.э.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.