А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Уголь

Уголь натуральныйСлужит материалом для рисования. Уголь высокого качества получают из тонких веток или заостренных палочек, предварительно высушенных и очищенных. При этом важно, из какой породы дерева сделан материал. В Греции для этих целей используют мирт, орех или иву, а итальянский уголь изготавливают из сливы, розмарина, липы или березы.

Подходящий материал для использования угля может быть различным: бумага, оргалит, картон, холст. В процессе рисования уголь можно сочетать с сангиной, ретушью, мелом, акварелью, пастелью, соусом.

Рисование углем требует определенных умений, так как он не подходит для изображения и детальной проработки мелких рисунков. Однако наброски им получаются идеальные. При этом важно, чтобы он был заточен под углом 45 градусов (для проведения тонких и толстых линий).

Рисование углем придает рисункам характерные особенности: неповторимая бархатистость штриха для обогащения фактуры, возможность “игры” со светом и тенью. Уголь можно использовать для создания различных жанров живописи пейзажа, портрета или натюрморта, при этом наброски углем легко корректируются ластиком. Поэтому уголь хорошо использовать в процессе учебы.

При помощи растушки, жестких кистей, резинки (“клячки”) уголь может показать интересные изобразительные эффекты. Бумага для рисования углем должна быть шероховатой, так как он плохо держится на поверхности.

Автопортрет (О. Пастернак, 1911 г., уголь) Выполненный углем рисунок закрепляют с помощью спиртовых и водяных фиксативов. Применяя спиртовой закрепитель, надо учитывать, что после его применения бумага станет темнее. Водяной фиксатив не влияет на цвет бумаги, но требует определенного опыта и усидчивости. Возможно применение лака для волос из аэрозольного баллончика, он облачает рисунок в тонкую пленку, фиксирующую уголь на листе.

Как материал для рисования уголь использовался еще древними греками. Они получали его из веток винограда или ивы, что очень напоминает материал, который используют современные художники. Уже в XV веке уголь служит идеальным средством для набросков фресок или картин. Впервые закреплять рисунки, выполненные углем, попытались в Венеции. Для этого в XVI веке в художественных мастерских использовали угольные палочки, предварительно пропитанные маслом из льна, отсюда название - масляный уголь. Рисунки, созданные таким углем, действительно прочны, но на них возможно появление масляных пятен.

В XIX веке уголь получил название “спрессованный” - от спрессовки угольного порошка, зафиксированного клеем растительного происхождения. Таким образом, получили твердый уголь. Такой уголь формируют в виде карандаша, но без деревянной оправы. На рисунке твердый уголь, полученный подобным образом, оставляет насыщенный черный цвет.

Мы привыкли видеть уголь в виде палочек с диаметром от 5 до 15 мм и длиной до 15 см. Выпускают уголь трех видов: твердый, средний и мягкий. У угольного карандаша тоже есть разная степень твердости. В продаже есть и прессованный уголь.

У каждого из этих видов угля есть свои преимущества и особенности. Выбор твердости угля отражается на цвете, глубине, плотности, фактуре прорисованных линий.

Натюрморт с тыквой (2008 г.)
Натюрморт с тыквой.
Бумага. Рисунок углём. 2008 г.

Кошка (Рисунок углём)
Кошка.
Рисунок углём.

Угольные карандаши
Угольные карандаши.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.