А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Ахейский период: чёрнофигурная вазопись


Клитий и Эрготим. Чернофигурный кратер (ваза «Франсуа»). Около 560 г. до н.э. Флоренция, Археологический музей В конце восьмого века до н.э. в древнегреческой вазописи сформировались новые интересы и предпочтения.

Условные, упрощённые геометрические изображения уже перестали удовлетворять общественные вкусы.

В рисунках на вазах мастера седьмого века до н.э. начинают активно вводить сюжетные сцены и растительные мотивы.

Близость малоазийского Востока выразилась в красочности и декоративности создаваемых композиций. Благодаря им стиль вазописи седьмого века до н.э. был назван ковровым или ориентализирующим.

Сосуды, отличающиеся художественным совершенством, создавались на островах Мелосе, Родосе, Мелосе, Крите, а также в городах Малой Азии и, в частности, в Милете. Крупным производственным центром ваз в седьмом и в начале шестого века стал город Коринф, а в шестом веке – Афины.

Атлант и Прометей. Килик. Чернофигурный стиль Примером древнегреческой вазописи данного периода служит роспись Эрготимом и Клитием аттического кратера. В его росписях показах кипучая и бурная жизнь: боги, герои и люди празднуют, охотятся, борются, совершают подвиги. Они то экспансивны, то величавы. Их жестикуляция всегда выразительна.

Животные также изображены пребывающими в неустанной деятельности. Движение показано столь же энергичным, как и в скульптуре фронтонов и фризов.

И только через сто лет композиции в искусстве станут более спокойными. Только в классических образах пятого века до н.э. на первый план в искусстве выступит гармоничность.

В третьей четверти шестого века до нашей эры в вазописи работал один из наиболее крупных мастеров чернофигурной техники – Экзекий. Ему удавалось создать особенно чёткие и совершенные рисунки. Они были полны то покоя, то напряжения.

Амфора. Амасис. Чернофигурная роспись. Около 540-е гг. до н.э. На одной из ваз Экзекия или мастера его школы изображён Геракл, побеждающий немейского льва, а также Иолай и Афина, помогающие ему.

На прекрасной гидрии из Эрмитажа, близкой Экзекию, изображён борющийся с Тритоном Геракл, а также Нереида и Нерей, находящиеся рядом.

Но Экзекий более искусен в тех композициях, где изображает спокойные фигуры. Для него основным элементом выразительности служит линия, а не красочное пятно, как для мастеров из Коринфа. Особо чаруют тонкие узоры, процарапанные по поверхности чёрного лака.


Амфора. Аполлон, Гермес и Сирена. Чернофигурная роспись. 540-530 гг. до н.э.
Амфора.
Аполлон, Гермес
и Сирена.
Чернофигурная роспись.
540-530 гг. до н.э.

Ольпа Амасиса. VI в. до н.э. Париж, Лувр
Ольпа Амасиса.
VI в. до н.э.
Париж, Лувр.

Геракл, убивающий Немейского льва. Чернофигурная ваза. Псиакс, около 525 г. до н.э.
Геракл, убивающий
Немейского льва.
Чернофигурная ваза.
Псиакс.
Около 525 г. до н.э.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.