Архаический период: история
Искусство архаической эпохи, протянувшейся от седьмого до шестого века до н.э., характеризуется расцветом монументальной скульптуры, каменной архитектуры, расписной керамики. Возрастает интерес к образу человека, который выражается в пропорциях архитектурных ордеров, в создании статуй юношей и девушек, отличающихся совершенной красотой, в сложных мифологических композициях, изображённых вазописцами на поверхности керамических сосудов.
В данный период наступает особенно яркий расцвет архитектуры. Она стала мощным средством выражения общественных и личных чувств, вызывая гармоничными пропорциями в человеке ощущение величественности бытия.
В период архаики главным строительным материалом был камень. Изначально это был известняк, потом – мрамор. Каменные здания становятся не только прочнее деревянных, но и имеют более величественный вид. Любопытно, что несмотря на изменение материала, внешний вид ордера – антаблемента и колонн остался таким же, как и в деревянной архитектуре. Иногда элементы, которые ранее были конструктивными, такие как фриз, становятся декоративными.
Популярным становится декорирование крыши храмов антефиксами и акротериями. В это время особенно активно создаются изначально живописные, а потом и рельефные метопы, сложные сюжетные группы на фронтонах, многофигурные композиции на фризах. Для этого начинают применять известняк и мрамор.
Храмы периода архаики наилучшим образом сохранились в Сицилии и на Апеннинском полуострове. Там в оживлённых и богатых древнегреческих городах процветали искусство, ремёсла, философия. В Селинунте, Сиракузах, Агригенте, Пестуме созидались огромные храмы. Особенно яркое выражение нашли здесь принципы дорического ордера.
Эти храмы находятся в гармоничном соотношении с друг другом и пейзажем архаических построек, а в их планировке есть специфическая особенность: они находятся рядом, последовательно, а композиция ансамбля, как правило, достаточно простая. Длина ряда зданий и их протяжённость оказывает художественный эффект. В этом выражается стремление к красоте и порядку размещения предметов, типичное для того времени.
Древнегреческий писатель Ксенофонт позже, в пятом веке до н.э., писал: «Как же красиво, когда башмаки, какие бы они ни были, находятся в одном ряду. Насколько красивы плащи, какие бы они ни были, рассортированные по порядку, прекрасный вид у медной посуды, у постельных покрывал, прекрасно смотрится медная посуда, лишь бы всё это было сложено и расставлено в красивом порядке. Возможно, что какому-то остряку это покажется смешным, но горшки, расставленные в хорошем порядке, представляют собой нечто стройное».
Ахилл убивает Пенфесилею. Эксекий. Амфора. VI в. до н.э.
|
Мосхофор (несущий тельца). Музей Акрополя. Афины. VI в. до н.э.
|
Дельфийский возничий. Дельфийский музей. V в. до н.э.
|