А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Архаический период: история


Храм Аполлона (Коринф, 550 г до н.э.) Искусство архаической эпохи, протянувшейся от седьмого до шестого века до н.э., характеризуется расцветом монументальной скульптуры, каменной архитектуры, расписной керамики. Возрастает интерес к образу человека, который выражается в пропорциях архитектурных ордеров, в создании статуй юношей и девушек, отличающихся совершенной красотой, в сложных мифологических композициях, изображённых вазописцами на поверхности керамических сосудов.

В данный период наступает особенно яркий расцвет архитектуры. Она стала мощным средством выражения общественных и личных чувств, вызывая гармоничными пропорциями в человеке ощущение величественности бытия.

Храмы Посейдона и Геры в Пестуме (VI в. до н.э.)

В период архаики главным строительным материалом был камень. Изначально это был известняк, потом – мрамор. Каменные здания становятся не только прочнее деревянных, но и имеют более величественный вид. Любопытно, что несмотря на изменение материала, внешний вид ордера – антаблемента и колонн остался таким же, как и в деревянной архитектуре. Иногда элементы, которые ранее были конструктивными, такие как фриз, становятся декоративными.

Популярным становится декорирование крыши храмов антефиксами и акротериями. В это время особенно активно создаются изначально живописные, а потом и рельефные метопы, сложные сюжетные группы на фронтонах, многофигурные композиции на фризах. Для этого начинают применять известняк и мрамор.

Эгинет из храма Афайи. Ок 500 г. до н.э.

Храмы периода архаики наилучшим образом сохранились в Сицилии и на Апеннинском полуострове. Там в оживлённых и богатых древнегреческих городах процветали искусство, ремёсла, философия. В Селинунте, Сиракузах, Агригенте, Пестуме созидались огромные храмы. Особенно яркое выражение нашли здесь принципы дорического ордера. Эти храмы находятся в гармоничном соотношении с друг другом и пейзажем архаических построек, а в их планировке есть специфическая особенность: они находятся рядом, последовательно, а композиция ансамбля, как правило, достаточно простая. Длина ряда зданий и их протяжённость оказывает художественный эффект. В этом выражается стремление к красоте и порядку размещения предметов, типичное для того времени.

Древнегреческий писатель Ксенофонт позже, в пятом веке до н.э., писал: «Как же красиво, когда башмаки, какие бы они ни были, находятся в одном ряду. Насколько красивы плащи, какие бы они ни были, рассортированные по порядку, прекрасный вид у медной посуды, у постельных покрывал, прекрасно смотрится медная посуда, лишь бы всё это было сложено и расставлено в красивом порядке. Возможно, что какому-то остряку это покажется смешным, но горшки, расставленные в хорошем порядке, представляют собой нечто стройное».


Ахилл убивает Пенфесилею. Эксекий. Амфора. VI в. до н.э.
Ахилл убивает Пенфесилею.
Эксекий. Амфора.
VI в. до н.э.

Мосхофор (несущий тельца). Музей Акрополя. Афины. VI в. до н.э.
Мосхофор (несущий тельца).
Музей Акрополя. Афины.
VI в. до н.э.

Дельфийский возничий. Дельфийский музей
Дельфийский возничий.
Дельфийский музей.
V в. до н.э.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.