А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Умбрийская школа


(от Умбрии – названия горного региона центральной Италии)

Апполон и Марсий (П. Перуджино) Умбрийская школа – итальянская школа живописи периода Возрождения (XIII – начало XVI века) с центром в городе Перуджа. В XIII веке умбрийские миниатюристы пользовались заслуженной славой. К концу четырнадцатого – началу пятнадцатого века школа стала одним из основных центров позднеготического итальянского искусства (О. Нелли, Джентиле да Фабриано).

Во второй половине пятнадцатого – шестнадцатого века утвердились принципы культуры периода Раннего Возрождения. Они сформировались под влиянием живописи флорентийской школы (работы П. Перуджино, Л. Синьорелли, Пинтуриккио, раннего Рафаэля). Для работ умбрийских мастеров свойственны плавность линейных ритмов и музыкальность, ощущение поэтической гармонии человека и природы, пастельность колористики, мягкий лиризм образов.

Одним из представителей умбрийской школы является итальянский художник Пинтуриккио (1454 – 1513 год). Его настоящее имя – Бернардино ди Бетто ди Бьяджо. Пинтуриккио – это прозвище, которое означало «мазила», «маляр». Считают, что он родился в Перудже. Прошёл обучение у Б. Капорали, помогал в создании фресок Сикстинской капеллы Ватикана. Стиль художника отмечен сильным влиянием Перуджино. Особенно оно заметно в изображении изящных фигур, хотя Пинтуриккио уделяет большее внимание декоративным эффектам, чем целостной завершённости композиции.

Портрет мальчика (Пинтуриккио) Две самые значительные картины Пинтуриккио – библиотки Пикколомини (папы Пия второго) в Сиенском соборе, 1502 – 1507 год и росписи апартаментов папы Александра шестого Борджиа, 1492 – 1494 года. В этих фресках чувствуется особый мастерский стиль. Они отличаются радостным лёгким колоритом, единством и богатством изобразительных и орнаментальных мотивов, тонким изящным письмом, живым воображением и очарованием.

Искусству художника, несмотря на его тяжёлую судьбу, присуща в целом оптимистическая и просветлённая образность. Недаром с именем Пинтуриккио связывают один из наиболее поэтичных портретов пятнадцатого века – «Портрет мальчика», 1490 год. Мастерство Пинтуриккио здесь проявилось даже в выборе модели. Для Ренессанса детские портреты являлись редкостью. Художник сумел прекрасно отобразить ребёнка на полотне и с психологической достоверностью раскрыть его внутренний мир.


Возведение в кардинальный сан
Возведение в
кардинальный сан.
Пинтуриккио.

Христос, вручающий ключи Cв. Петру (П. Перуджино)
Христос, вручающий ключи
Св. Петру. П. Перуджино.
1481-1482 г.

Св. Михаил (П. Перуджино)
Св. Михаил.
П. Перуджино.
1496-1499 г.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.