А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Радуйся, Царь Иудейский!

Радуйся царь Иудейский (И.Н. Крамской) «Радуйся, Царь Иудейский!» - это евангельский сюжет Страстного цикла. Когда суд над Иисусом Христом был свершён Понтием Пилатом, Христа бичевали, а затем римские солдаты отвели Его в преторию и, продолжая издеваться, нарядили шутовским царём.

«И, раздевши Его, надели на Него багряницу. И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове» (Мф. 27:28— 30; см. также Мк. 15:16-20; Ин.19:2-3). Эти жестокие издевательства основывались на том, что когда Иисус въезжал в Иерусалим, жители восторженно приветствовали его, называя «Царь Израилев», так как пророки предсказали грядущий приход израильского царя (Зах. 9:9). Но сам Иисус титул царя себе не присваивал и не называл себя так.

Когда же Понтий Пилат задал Иисусу вопрос: «Ты Царь Иудейский?», на это Христос ответил ему: «Ты говоришь» (Мф. 27:11; Мк. 15:2; Лк. 23:3). Затем Христос разъяснил свой ответ: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). Он имел в виду под этими словами, что он не является угрозой для римского кесаря.

Картина Ивана Крамского

Радуйся, Царь Иудейский!У русского художника Ивана Николаевича Крамского (1837 – 1887) есть картина «Радуйся, царю Иудейский!» (другое название «Хохот»). Он работал над ней несколько лет – с 1877 по 1882 годы. Но картина не получалась, потому что художник, исходя из своих социальных убеждений, пытался истолковать философский евангельский сюжет как социальную драму, провести параллель с событиями русской политики. Такая профанация Евангелия исказила художественное решение произведения, и превратила полотно в карикатуру.

В письме к И.Е. Репину художник пытается объяснить свой замысел, описывая увиденную им в воображении сцену: «Римские солдаты... тихонько хлопают в ладоши, чем дальше от интеллигенции, тем шумнее веселость, и на низменных ступенях развития гомерический хохот. Он (Христос) бледен как полотно, прям и спокоен, только кровавая пятерня от пощечины горит на щеке». И в этом же письме художник делает свой «политический» вывод: «Мой бог — Христос, величайший из атеистов, человек, который уничтожил бога во вселенной и поместил его в самый центр человеческого духа и идет умирать спокойно за это». Конечно, после таких «крамольных» заявлений художнику было уже не до живописи.


Радуйся, Царь Иудейский! (Г. Доре)
Радуйся,
Царь Иудейский!
Гравюра Г. Доре.

Радуйся, Царь Иудейский! (Г. Доре)
Радуйся,
Царь Иудейский!
Гравюра Г. Доре.

Радуйся, Царь Иудейский (Г. Доре)!
Радуйся,
Царь Иудейский!
Гравюра Г. Доре.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.