А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Авангардизм: специфика


Пейзаж (К.Малевич) Авангардизм (от франц. avantgardisme от avant — передовой и garde — отряд) – тенденция отрицания исторически закреплённой традиции и преемственности, поиск и эксперимент, касающийся новых путей и форм в искусстве. Противоположное академизму понятие.

Если в искусстве двадцатого века на самом деле происходит «расставание с человеком», это и есть антиисторическое и антикультурное движение.

Футуристы в самом начале нового века провозгласили лозунг «укрощения этого мира и низвержения его законов по собственному усмотрению». Одним лишь данным тезисом отрицается основная задача культуры: «возделывание души через поклонение и почитание». Портрет (Л.С. Попова, 1916) Происходит сдвиг смысла от самого художественного произведения на процесс его создания. А ведь подобная идея является ни чем иным, как словесным маскарадом, так как в духовном смысле основной ценностью в истории мирового искусства всегда являлся процесс – акт Творения, а не отдельное произведение в его материальной форме. Именно поэтому более существенна мысль о том, что в начале двадцатого века русский религиозно-философский ренессанс и русский художественный авангард не были равны, но при этом развивались одновременно. И то и другое оказывается в контексте истории культуры признаком российского менталитета.

Во всех основополагающих течениях российского и европейского авангарда начала двадцатого века (абстрактивизме, дадаизме, футуризме, сюрреализме, оп-арте, поп-арте) происходит последовательное отвлечение формообразующего процесса от духовного смысла искусства.

Русская художница-авангардистка Л. Попова так определяет этот аспект: «отвлечение художественной формы от формы, обозреваемой в реальности». Подобное освобождение формы от содержания, привычно вкладываемого в неё, порождает пафос безудержной, час то агрессивной и бестолковой свободы. И в то же время этот момент провоцирует необходимость научного и аналитического подхода к закономерностям формообразования в искусстве.Именно это и происходило в немецком Баухаузе и московском ВХУТЕМАСе.

Секущая линия (В. Кандинский, 1923) Однако разрыв с художественной традицией неизбежно превращает лабораторную работу по изучению формальных составляющих искусства в наивную и бесцельную игру-комбинаторику, техницизм. Понятия творческого метода, стиля и направления теряют всякий смысл. Виды искусства отличаются друг от друга лишь «материалом».


Живописная архитектоника. Красное с синим (Л.С. Попова. 1918 г.)
Живописная архитектоника.
Красное с синим.
Л.С. Попова. 1918 г.

Голова (Павел Филонов. 1925 г.)
Голова.
Павел Филонов. 1925 г.
1894 год.

Пианист (Л.С. Попова. 1914 г.)
Пианист.
Л.С. Попова. 1914 г.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.