Архаический период
Искусство архаической эпохи, протянувшейся от седьмого до шестого века до н.э., характеризуется расцветом монументальной скульптуры, каменной архитектуры, расписной керамики.
Возрастает интерес к образу человека, который выражается в пропорциях архитектурных ордеров, в создании статуй юношей и девушек, отличающихся совершенной красотой, в сложных мифологических композициях, изображённых вазописцами на поверхности керамических сосудов.
В конце восьмого века до н.э. на островах Эгейского моря, в Малой Азии и на Балканском полуострове в связи с развитием производительных сил создаются и набирают силу центры ремесленников, развивается торговля и земледелие, расширяются города.
В прошлое уходит патриархальный быт небольших поселений гомеровского периода. Усложняется и развивается мифологическое осмысление эллинами мира.
Зодчество греков, которое берёт своё начало в глубокой древности, приравниваемое Эсхилом к эпохе легендарного похитителя огня, достигает своего расцвета в эпоху архаики. Развитие в седьмом веке до н.э. культовой архитектуры совпадает с формированием самостоятельных городов-государств, которые мы называем полисами, и переходом от быта патриархального к быту общинному.
Если в древности изображения богов воздвигались под деревьями (например, статуя Артемиды в Эфесе) или в дуплах огромных деревьев (изваяние Артемиды в Орхомене), то к седьмому веку появляется необходимость в храмах. В тот период греческий храм являлся центром городской жизни, причём не только религиозной, но также и экономической, и политической деятельности. На обнесённых оградой священных участках под открытым небом восточного фасада храма устанавливался алтарь, внутри которого покоилась статуя божества.
Для этого, как правило, выбиралось самое лучшее место. «Для храмов и жертвенников, - утверждал Сократ, - наиболее подходящее место то, которое отовсюду видно, но где при этом мало ходят. Ведь приятно, увидав храм, помолиться и приятно подойти к нему, окружённому чистотой». Иногда архитекторы устанавливали святилища на морском берегу или на высоких холмах.
Развитие греческого храма происходило от простейших форм к сложным, от деревянных сооружений к каменным.
Амфора-билингва. Чернофигурная сторона.
|
Килик Дионис в ладье. Эксекий. Чернофигурный стиль. Около 535 г. до н.э.
|
Амфора-билингва. Краснофигурная сторона.
|