Обманка
Обманка – это формирование искаженного восприятия объектов, существующих в реальности, воспроизводимое художественными, графическими, скульптурными средствами, которые вызывают эффект присутствия истинного предмета, а не изображения. Эти картины одновременно заставляют задуматься над тем, как происходит восприятие объектов человеком, и являются ироничными произведениями художников.
Первым примером обманки считается произведение итальянского живописца Джакопо де Барбари. Это натюрморт, изображающий убитую куропатку.
На первом этапе развития эпохи Возрождения большая часть произведений европейских художников имела некоторую условность и схематизм исполнения. Около 1425 года итальянские и нидерландские художники стали изображать очень реалистичные картины. Это отчасти объясняется возникновением масляной живописи.
Средневековые мастера использовали для своих работ темперу, которая просто не в состоянии была (по своему физическому и химическому составу) выразить всю полноту цвета, необходимую для создания объемной картинки. В этот же период итальянские мастера создали линейную систему отображения тел, имеющих объем. Эта линейная перспектива была основана на использовании горизонтальных линий, точке схождения ортодоксальных линий, благодаря которым взгляд приковывается к этой точке. Данная система создавала на плоскости иллюзию объемности и глубины.
У живописцев проснулся интерес к анатомии человеческого тела. Изучая в анатомических театрах строение мышц и скелета человека, они могли с большой точностью передавать изображения людей.
Самым насыщенным и эффективным периодом становления новаторских техник и методов живописи стал пятнадцатый век. Именно итальянские мастера наиболее ярко и точно изображали пространственную глубину на поверхности, объемность предметов и очень реалистично передавали движения человека.
В восемнадцатом-начале девятнадцатого века обманки в виде натюрмортов стали очень популярны в России.
По преданию, первыми художниками, изобразившими обманки, были древнегреческие боги Зевксис и Паррсий. Два божества поспорили, чья картина будет гениальнее. Вынесли боги свои работы, накрытые драпировкой на людской суд. Сдернул покрывало Зевксис – птицы слетелись на виноградную гроздь, изображенную на картине – до того она была реалистична. Толпа аплодировала. Зевксис попросил Паррасия отдернуть покрывало, но Паррасий не сделал этого, так как покрывало было нарисовано.
Цветок, бабочка и мухи. Ф.П. Толстой. 1817 г.
|
Натюрморт с куропаткой, железными рукавицами и болтом. Якопо де Барбари.
|
Доска с письмами. Самуэль ван Хоогстратен. Ок. 1666-1678 г.
|