А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Архаический период: круглая скульптура, особенности


Курос и кора Одним из весомых достижений древнегреческого искусства архаического периода (VII-VI века до н.э.) является декоративная скульптура.

Ведущей темой в древнегреческом искусстве данного периода становится человек. Его представляют в виде бога, атлета, героя.

Уже к началу архаического периода относится кратковременный всплеск гигантизма при изображении человека. Эта черта была свойственна скульптуре, созданной в конце седьмого века до н.э. на Наксосе, Делосе и Фазосе.

Созданная из мрамора статуя Геры принадлежит мастеру из Самоса. Богиня держит в левой руке гранатовое яблоко – символ брака с Зевсом. Медлительная текучесть скульптурной массы особенно красива вверху изваяния. Статуя производит впечатление предельной тяжести. Её словно невозможно приподнять с поверхности земли. Она – словно могучее дерево, которое вросло корнями в почву.

В именуемых Аполлонами мужских образах, к примеру, в статуе с острова Мелоса, с особой силой ощущается лиричность образа. Юноша стоит, слегка наклонив голову. Губы его тронуты лёгкой улыбкой. Мягкие очертания бровей и глаз, волнистые линии причёски создают впечатление созерцательности и задумчивости.

Курос с острова Мелос. Середина VI в. до н.э. Афины, Национальный музей Скульптуры мастеров дорических центров выглядят иначе. В статуе Аполлона из Теней подчёркивается решительность, воля, мужественность. Линии контура не такие плавные, как в мелоской скульптуре. Тематика произведения – активность, а не созерцательность. Внимание зрителя притягивает физическая мощь статуи. Скульптор показывает прекрасную фигуру изображённого – тонкую талию, широкие плечи, мускулистые сильные ноги.

Дорические мастера предпочитают показывать в скульптуре контрасты. Они выступают в их произведениях так же, как в дорических колоннах того времени пухлый энтазис сменяется под капителью тонкой шейкой. Или в керамических сосудах сочное объёмное тулово сменяется узким красивым горлом.

В статуях также всё подчёркивается резко: сложённый в архаически-условную улыбку рот, выпуклые, словно удивлённые глаза.

Скульптура Беотии также отличается оригинальностью. Именно здесь была обнаружена голова Аполлона Птойского, высеченная из известняка.


Курос из храма Аполлона Птооса в Беотии, VI в. до н.э.
Курос из храма
Аполлона Птооса
в Беотии.
VI в. до н.э.

Гера Самосская. Мрамор. 2-я четверть 6 в. до н. э. Лувр. Париж. Вид сбоку
Гера Самосская.
Мрамор.
VI в. до н.э.
Лувр. Париж.
Вид сбоку

Гера Самосская. Мрамор. 2-я четверть 6 в. до н. э. Лувр. Париж. Вид спереди
Гера Самосская.
Мрамор.
VI в. до н. э.
Лувр. Париж.
Вид спереди

Аполлон Тенейский. VI в. до н.э.
Аполлон
Тенейский.
VI в. до н.э.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.