А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Палехская миниатюра

Богоматерь Смоленская (Парилов М.П., конец ХIХ в.) Разновидность традиционной лаковой русской миниатюрной живописи. Создаётся с помощью темперной краски на папье-маше.

Зародилась в начале 1920-х годов в посёлке Палех на базе местного иконописного промысла.

Иконописный промысел возник в Палехе в семнадцатом веке. Самого высокого расцвета иконописание в Палехе достигает в восемнадцатом – начале девятнадцатого века. Местный стиль сложился под влиянием новгородской, московской, ярославской и строгановской школ.

Палехские иконы прославились особой тонкостью письма и значительным использованием золота для украшения орнаментов и одежд святых.

Написание икон разделялось на различные этапы. Каждый из них поручался разным мастерам. Один должен был грунтовать доску, второй – знаменщик – наносить контур будущей иконы, третий – писать всю композицию, за исключением обнажённых частей тела. Эти части тела – руки, лики и прочее писал художник-личник. Мастер-подписывальщик писал тексты, а заканчивал работу над иконой олифщик.

Въезд и Иерусалим (икона XVIII в.) Многие иконописцы работали в московских мастерских, хозяевами которых были палехские выходцы. Помимо иконописания палешане участвовали в реставрации соборов, храмов Троице-Сергиевой лавры, Грановитой палаты Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, занимаясь, таким образом, восстановлением монументальной живописи.

После революции 1917 года иконописцы из Палеха осознают необходимость новых форм реализации своего творческого мастерства. В 1918 году мастера создают Палехскую художественную декоративную артель, занимавшуюся выпуском расписных деревянных изделий.

В 1923 году эти изделия были награждены дипломом второй степени на промышленно-художественной выставке в Москве. В тот период палешане впервые знакомятся с папье-маше – новым для них материалом, который уже на протяжении столетия являлся основой для лаковой миниатюры Федоскина. При поддержке А.В. Бушинского - уроженца Палеха и известного искусствоведа, палехские мастера освоили папье-маше и перенесли на него условную стилистику изображения и технологию темперной живописи, свойственную для древнерусских икон. Охота на оленя (И.И. Голиков, cамшитовый портсигар, 1930) Впервые миниатюры на папье-маше из Палеха, изготовленные по заказу Кустарного музея, были выставлены в 1924 году на сельскохозяйственной выставке.

Тогда же, 5 декабря 1924 года, семь художников из Палеха объединяются в «Артель древней живописи».


Распятие с предстоящими (икона, конец XVIII-начало XIX вв.)
Распятие с предстоящими.
Конец XVIII-начало XIX вв.

Иоанн Предтеча (икона XVIII в.)
Иоанн Предтеча.
XVIII в.

Воспоминание о Венеции (Ходов В.М., шкатулка, 1979)
Воспоминание о Венеции.
Ходов В.М., шкатулка.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.