А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Искусство ахейцев: специфика


Микенский холм. Львиные ворота Искусство ахейцев относится к крито-микенскому (эгейскому) периоду древнегреческого искусства и тесно связано с искусством острова Крит.

После того, как ахейцы с Балканского полуострова победили критян, во второй половине второго тысячелетия до н.э. наступает расцвет их культуры. Господству ахейцев ещё могла бы противостоять Троя, которой принадлежали господствующие позиции у северных проливов. Однако троянская война двенадцатого века до н.э. разрешила их спор в пользу ахейцев.

В тематике памятников искусства преобладают сюжеты, связанные с борьбой. К подобным сюжетам относится травля кабана собаками, охота на львов, подготовка ахейцев, седлающих боевых коней, к походу. Золотой перстень. Национальный археологический музей, Афины На одной из микенских ваз двенадцатого века изображены воины со щитами и копьями, в высоких шлёмах. Они шествуют друг за другом. Изображённый на вазе рисунок, который служил в критской керамике декоративным узором, становится выразителем глубокой и сложной идеи. Небрежной кажется манера росписи, и фигурки могут казаться забавными. Однако мастер был далёк от мысли представить в своей композиции что-либо смешным.

Двенадцатый век до н.э. – это время угасания эгейской цивилизации. На Балканском полуострове начинаются передвижения народов. С севера наступают доряне. Во всех археологических слоях двенадцатого века – от Македонии до Крита – исследователи находят следы пожаров и разрушений. В двенадцатом веке хеттское государство в Малой Азии прекращает своё существование, а документах из Египта отмечены столкновения разных племён. На берегах Средиземноморья начинаются большие культурные и социальные перемены. Именно в это время гибнет эгейская культура.

Кинжал с изображением львиной охоты. Национальный археологический музей, Афины (ок. 1550 г. до н.э.) Гомеровский период древнегреческого искусства

Со временем ахейцев, которых изрядно ослабила Троянская война, завоёвывают доряне. И далее в истории древнегреческого искусства начинается гомеровский период – девятый – восьмой века до н.э. Ему присуща бытовая патриархальность, примитивность формирующейся культуры, раздробленность мелких хозяйств. От этого периода до нашего времени почти не сохранились памятники зодчества, так как архитектурные сооружения строились из крайне непрочных материалов – дерева и необожжённого, высушенного на солнце кирпича-сырца. Поэтому представление об искусстве тех времён исследователи получают, изучая рисунки на вазах, остатки фундамента, погребальные терракотовые урны, которые создавались по образцу храмов и домов.


Ваза с изображением воинов и колесницы из Тиринфа. Национальный археологический музей, Афины (XIII в. до н.э.)
Ваза с изображением воинов
и колесницы из Тиринфа.
Национальный археологический музей.
Афины. XIII в. до н.э.

Голова микенского воина в шлеме из кабаньих клыков из Микен, слоновая кость. Национальный археологический музей, Афины (XIV в. до н.э.)
Голова
микенского воина
в шлеме из
кабаньих клыков.
Национальный
археологический
музей, Афины.
XIV в. до н.э.

Кратер воинов (Национальный археологический музей, Афины. XIII в. до н.э.)
Кратер воинов.
Национальный археологический музей.
Афины. XIII в. до н.э.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.