Обратная перспектива
Обратная перспектива (от лат. perspicio - ясно вижу) – условная система приёмов построения объёмных предметов и трёхмерного пространства.
Заключается в разделении пространства на самостоятельные зоны, в совмещении нескольких точек зрения, в распластывании изображения на плоскости, в увеличении размеров предметов по мере их удаления от переднего плана.
Уходящие к горизонту параллельные линии, которые в прямой центральной линейной перспективе изображаются сходящимися, а в обратной перспективе – расходящимися. При этом собственно перспективные элементы в системе обратной перспективы не подчиняются единой геометрической схеме и являются разрозненными.
Обратная перспектива отвечает задаче воплощения сакрального сверхчувственного содержания в зримой, но при этом лишённой материальной конкретности форме.
Обратная перспектива возникает в искусстве поздней античности и средневековье (икона, миниатюра, мозаика, фреска) как в западноевропейских, так и в византийских странах.
При изображении в обратной перспективе предметы расширяются по мере их удаления от зрителя, как будто центр схода линий находится внутри самого зрителя, а не на горизонте.
Обратная перспектива образует символическое целостное пространство, которое ориентировано на зрителя и предполагает его духовную связь с миром символических символов. Соответственно, обратная перспектива отвечает задаче воплощения сакрального сверхчувственного содержания в зримой, но при этом лишённой материальной конкретности форме.
Так как в обычных условиях глаз человека воспринимает изображение не в обратной, а в прямой перспективе, то обратная перспектива является феноменом, который исследовался многими специалистами.
Среди причин появления феномена обратной перспективы самой очевидной и простой было неумение художников изображать мир именно таким, каким его видит наблюдатель. Поэтому данную систему перспективы считали ложным приёмом, так же как и саму перспективу. Но это утверждение не выдерживает критики. Ведь даже название термина происходит от латинск. perspicio - ясно вижу.
Обратной перспективой также называется отображение тел, которые имеют объём на плоскости или какой-то другой поверхности, которая учитывает их пространственную структуру и удалённость от наблюдателя их отдельных частей.
Обратная перспектива имеет строгое математическое описание и является математически равноценной. Интерес к обратной перспективе в теории и художественной практике возрос в двадцатом веке, благодаря возрождению интереса к символизму и художественному наследию средневековья.
Обратная перспектива. А. Сорокин.
|
Построение обратной перспективы.
|
Обратная перспектива в иконописи.
|