А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Югендстиль


(от нем. jugend — «юность»)

Похищение Европы (В. Серов, 1910 г.)В Германии - название стиля модерн. Мюнхенский журнал послужил источником названия. «Югенд» - издание, основанное в 1896 году, пропагандировало работы художников, созданные под влиянием модерна. Отличительной особенностью творчества модернистов было использование замысловатого, искусно придуманного расположения линий, тесная связь с символическими образами мистического характера.

Модерн, как стиль, сформировался в знак протеста против засилия антиэстетичности, холодного прагматизма, которые стали так присущи буржуазному обществу. Кризис буржуазной культуры привел к отрицанию прекрасного, его отсутствию во всем, модерн, в этой связи - новый вид неоромантического протеста против серой будничности. Новый стиль был призван создать среду для возникновения другой жизни, где во всем царит эстетика и цельность. Модерн предполагал обогащение такой среды органическим соединением всех видов искусств, а также форм, методов, приемов, конструкций и материалов, как традиционных, так и новаторских. При этом новый стиль отличался определенными особенностями, в числе которых: 1) неприемлемость прямых углов, – явное предпочтение отдавалось линиям «природного» естественного характера, 2) увлечение новыми технологиями (о чем ярко свидетельствуют архитектурные сооружения), 3) обращение и совершенствование различных видов прикладного искусства.

Искусство, или нежность сфинкса (Ф. Кнопф, 1896 г.) Модернисты сознательно создавали произведения, наделенные как художественными, так и утилитарными функциями, с целью связать все сферы деятельности человека с эстетикой. Основой модерна послужил символизм, его эстетико-философские идеи тесно связали два стиля, а взаимное обогащение привело к реальному воплощению пластических идей символистов.

Идея воссоздания прекрасного, которое стало исчезать из повседневной жизни, была основной идеей модернизма. Целью для решения модернисты избрали активное использование эстетических средств для обогащения окружающего мира, что станет неким лекарством, излечением. Исцеление жизни, по мнению модернистов, возможно лишь красотой. Архитектура стремилась к изогнутым формам, в которых угадывалась необычайная пластичность, гибкость, текучесть; живопись использовала замысловатые линии и пятна для создания витиеватых узоров; растительный орнамент, буйно цветущий и стремительно закрывающий поверхность, преобладал в декоративном творчестве.

Пан (М.А. Врубель)
Пан. М.А. Врубель.

Дом Бальо (А. Гауди, 1906 г.)
Дом Бальо.
А. Гауди. 1906 г.

Поцелуй (Г. Климт, 1907—1908 г.)
Поцелуй. Г. Климт.
1907—1908 г.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.