А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Архаический период: надгробия


Юноша с диском. Фрагмент надгробной стелы. 575 -550 гг. до н.э. Национальный музей, Афины В период архаики – шестой век до н.э. - широко распространяются надгробия. Пропорции узких и высоких надгробий были продиктованы характером рельефа и местом их размещения. Одни – с красивыми розеттами и надписями, увенчивались акротериями. Другие завершались фронтонами.

На отдельных надгробиях можно встретить одноярусные, а на прочих двухъярусные рельефы. Вверху высекалась фигура умершего. Внизу его представляли на охоте с собакой или в бою на лошади. Чаще всего изображённые размещались в отдельном углублении, словно бы в преддверии храма. Работы пелопонесских мастеров (такие как надгробие Хрисафы) отличались как от памятников ионической школы (стелы с островов Эгейского моря и из Малой Азии), так и от выразительных произведений Аттики. Своеобразие художественных школ Греции периода архаики и в данном жанре проявилось довольно отчётливо.

Особенно глубоко волновала греков тема смерти. В раздумья о ней были погружены философы, надгробные стелы в мраморе высекали скульпторы, поэты выражали в стихах свои чувства:

Гермес и хариты. Фрагмент рельефа с острова Фасоса. Мрамор. 470—460 гг. до н.э. Париж. Лувр "Всем суждено умереть, и никто предсказать не сумеет
Даже на завтрашний день, будет ли жив человек.
Ясно все это поняв, человек, веселись беззаботно,
Бромия крепко держа - смерти забвенье - в руках;
И наслаждайся любовью, ведь жизнь у тебя однодневна,
Прочие тяготы все я оставляю Судьбе".

На стеле из мрамора Аристиона из Афин умерший изображён как воин в панцире и с копьём. В нижней части надгробия имеется подпись создавшего это надгробие мастера Аристокла. Эпитафии, высеченные на надгробиях, часто говорили о смерти стихами:

"Неугасающей славой покрыв дорогую отчизну,
Черным себя облекли облаком смерти они,
Но и умерши, они не умерли: воинов доблесть,
К небу вспарив, унесла их из Аидовой тьмы".

В скульптуре архаики постепенно формировалось то пластическое совершенство, которое свойственно классическому искусству. Под резцами античных мастеров творились героические образы юношей-атлетов, чей дух был преисполнен мужественности. А также чарующие статуи пленительных дев и величественные лики богов. Скульпторы, которых интересовало движение пластических форм, выразительность лиц, моделировка поверхности, композиция скульптурных групп, без колебаний брались за сложные задачи, достижение которых будет по силам лишь ваятелям более позднего времени.


Аристокл. Стела Аристиона. Пентеллийский мрамор. Конец VI в. до н.э. Афины, Национальный музей
Аристокл.
Стела Аристиона.
Пентеллийский мрамор.
Конец VI в. до н.э.
Афины.
Музей Акрополя

Алксенор Наксоский. Надгробие мужчины из Орхомен. Мрамор. Национальный музей, Афины
Алксенор Наксоский.
Надгробие
мужчины из Орхомен.
Мрамор.
Национальный музей,
Афины.

Бегущая Ника. Архерм. Около 550 г. до н.э. Национальный музей, Афины
Бегущая Ника.
Архерм.
Около 550 г. до н.э.
Национальный музей,
Афины.

Аполлон из Пьомбино. Бронза. Около 500 г. до н.э. Париж. Лувр
Аполлон
из Пьомбино.
Бронза.
Около 500 г. до н.э.
Париж. Лувр.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.