А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Значение цвета в искусстве

Цвета солнечного спектраЦвет служит отражением способности человека к восприятию и художественному выражению действительности во всем колористическом многообразии. Цвет тесно взаимосвязан с композицией, фактурой, колоритом, пространством, другими элементами художественной формы при создании произведений искусства, отображающих действительность.

Цвет влияет на изображение предмета и его частей в композиционном построении через цветовую перспективу, то есть характеризует степень отдаленности объекта на картине, образует связь объектов с окружающей средой, акцентирует материальные свойства предмета, его частей. А главное, придает художественному образу особый эмоциональный строй. В древности и в средние века цвет создавал условные системы символического характера. Мировому искусству за всю историю развития было известно немало примеров, как в разное время, под влиянием стиля, направления, создания новых технических методов и приемов возникали новые представления о восприятии и применении цвета.

Использование цвета в практической деятельности человека.

Цветовые тенденции в модеОсобое значение применения цвета заключается в жизни и деятельности всего человеческого общества и каждого индивидуально. Это проявляется в искусстве, науке, промышленности, современной технике в рамках информационного поля. Цвета используют как символы, выражающие понятия о нормах и правилах поведения (в быту и на производстве). Например, сигнальные огни в движении транспорта, запрещающего и разрешающего характера, которые предупреждают, требуют повышенного внимания на транспортной магистрали.

В различных видах деятельности, в промышленности цвета могут служить символами в маркировке (например, на трубопроводе с разными температурами или веществами), в создании информационных карт, спецодежды, денежных знаков и т. п.

Цвет - основной фактор формирования состояния комфорта в промышленности и в быту. Это основано на психологическом воздействии цвета (или сочетания цветов) на человека. Изучением цветовой гармонии занимается целая отдельная наука - эстетика цвета. Знание и применение цветовой гармонии нашло широкое применение не только в искусстве, но и в организации производства, где производительность труда напрямую зависит от эмоциональной и физической активности работников. Психологическое воздействие цвета способствует появлению настроения, уменьшению утомляемости, обеспечивает бытовой комфорт, что является непременным условием для полноценного отдыха.

Цвет как символ

Цвет в общественной жизниСимволика цвета – это яркая противоположность, в основании которой полярность групп теплых и холодных цветов. К группе теплых активных цветов относятся красный, оранжевый, желтый и белый, к холодным пассивным - синий, фиолетовый, голубой и черный.

Символика возникает на уровне сопоставления цветов по интенсивности (место на цветовой шкале между белым и черным) и на уровне соотношения цветов от простого до сложного по категории эмоций. Зеленый – инертность, эгоизм, подавление, т. е. пассивность, увядание живого. Пурпурный - духовное, возвышенное. Красный - огненная страсть. Желтый - великодушие, солнечный цвет, интеллект. Фиолетовый - возвращение к прошлому, ностальгия, память.

Праздничные дни и дни траура тоже ассоциируются с определенными цветами, отличающимися в разных странах мира. В Европе дни траура окрашены в красный, в России в зеленый, на Востоке в белый, в Полинезии в ярко-красный и желтый цвета.

Принцип сопоставления цветов - основа большинства символом. Основное сочетание - белый и черный. Белый - чистота, черный - цвет грехопадения. Но присутствие красного, - это проявление великодушия и любви. Издревле мистическими знаками, символами взаимодействия мужского и женского считались роза и лилия (красное и белое).

Древние египтяне считали, что здоровье, долголетие и душевный комфорт напрямую зависят от того, насколько внутренняя отделка дома соответствует гармоничному сочетанию цветов. Ученики и последователи Будды обращались к цвету его одеяния. Белый цвет связывался с покоем, умиротворением Будды. История Рима связана, прежде всего, с военными походами, завоеваниями. Поэтому доминировал красный цвет, вызывая у римлян особое чувство гордости за свою непобедимую страну.

Человечество неразрывно связано с цветом. Цветовая атрибутика проходит через все этапы жизненного пути, - это цвета рождения, расцвета, смерти и бессмертия всего живого на Земле. Яркие цветы на могиле умершего - яркое тому подтверждение.

Двенадцатичастный цветовой круг
Двенадцатичастный
цветовой круг.

Краски-пигменты
Краски-пигменты.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.