А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Архаический период: специфика росписи


Геракл, укрощающий коня Диомеда (Псиакс. Килик. 520-е гг. до н.э.) В конце восьмого века до н.э. в древнегреческой вазописи сформировались новые интересы и предпочтения. Условные, упрощённые геометрические изображения уже перестали удовлетворять общественные вкусы.

В рисунках на вазах мастера седьмого века до н.э. начинают активно вводить сюжетные сцены и растительные мотивы. Близость малоазийского Востока выразилась в красочности и декоративности создаваемых композиций. Благодаря им стиль вазописи седьмого века до н.э. был назван ковровым или ориентализирующим.

Сосуды, отличающиеся художественным совершенством, создавались на островах Родосе, Мелосе, Крите, а также в городах Малой Азии и, в частности, в Милете. Крупным производственным центром ваз в седьмом и в начале шестого века стал город Коринф, а в шестом веке – Афины. Дионис в ладье (Экзекий. Килик. II четверть VI в. до н.э. Мюнхен, Музей античного прикладного искусства)

Особенно в этом плане показательно творчество Экзекии – одного из наиболее выдающихся мастеров чёрнофигурной вазописи. Истории искусства известна созданная им ватиканская амфора, на которой изображены играющие в кости воины. Их доспехи тщательно украшены орнаментами. Однако этот орнамент уже не закрывает действие, узорам отведена лишь подчинённая роль.

В произведениях древнегреческого мастера появляются сюжеты, в которых он обращается к драме человеческой души. Так на болонской амфоре Экзекия изображает Аякса – героя Троянской войны, который приходит к решению покончить с собой из-за того, что ему не удалось получить доспехи Патрокла. Этого героя можно встретить у Гомера. Устами Одиссея, побывавшего в царстве Аида, он рассказывает о переживаниях Аякса.

Силуэт человека, деловито и тщательно готовящегося к смерти, вызывает не только жалость, но и страх. Скорбь и отчаяние написаны не в лице Аякса. Они выступают в очертаниях контуров, в изгибах линий его силуэта. Надломлен ствол пальмы на рисунке, ветви её поникли, и также склонилось и копьё могучего воина, подчёркивая трагизм его судьбы. По сложности и оригинальности это одна из самых ярких росписей периода архаики.

Сфинкс (Киаф. Чернофигурная роспись. Предположительно Псиакс. 520-е гг. до н.э.) Наиболее знаменитым в творчестве Экзекия стало изображение бога вина Диониса, возлежащего в ладье. Этот рисунок изображён на дне килика. Об этой легенде говорится в одном из древних гимнов Гомера. Сказитель повествует о превращении Дионисом пленивших его пиратов в дельфинов:

"Ветер парус срединный надул, натянулись канаты,
И свершаться пред ними чудесные начали вещи.
Сладкое прежде всего по судну быстроходному всюду
Вдруг зажурчало вино благовонное, и амвросийный
Запах вокруг поднялся. Моряки в изумленьи глядели...
...и жестокой судьбы избегая, поспешно
Всей гурьбой с корабля поскакали в священное море
И превратились в дельфинов...".


Эксекий. Ахилл и Аякс, играющие в кости. Чернофигурная амфора. III четверть 6 в. до н.э. Рим, Ватикан
Эксекий.
Ахилл и Аякс,
играющие в кости.
Чернофигурная амфора.
III четверть VI в. до н.э.
Рим, Ватикан.

Гидрия. Геракл и Тритон. Чернофигурная роспись. 520-е гг. до н.э.
Гидрия.
Геракл и Тритон.
Чернофигурная роспись.
520-е гг. до н.э.

Эксекий. Самоубийство Аякса. Чернофигурная амфора. VI в. до н.э.
Эксекий.
Самоубийство Аякса.
Чернофигурная амфора.
VI в. до н.э.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.