А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Урбанизм и империализм

Урбанизм в интерьереВ переводе с латинского языка означает город, городской. В русском языке есть несколько значений. Самое широкое свое выражение урбанизм получил в эпоху империализма.

Урбанистические окраски прослеживались в таких направлениях искусства, как футуризм, пароксизм, кубизм, французский динамизм, группа «Ниланд» в Германии и пр. В этом искусстве провозглашались достижения современной техники: самолеты, автомобили, экспрессы и пр. Быстрая смена впечатлений, изображение предметов в движении, воспевание механических вещей и обезличивание человека, газетно-телеграфная стилистика, эстетика технологий и прочее характерны для этого направления. Эти литературные течения связаны с самыми воинственно настроенными слоями империалистической буржуазии, в них присутствует фетишизация техники в совокупности с культом грубой силы. В романах П. Алма главным героем является капиталистическое производство, обезличивающее рабочего человека.

Мелкобуржуазные поэты империалистической эпохи очень двойственно трактовали тематику урбанизма, показывая разделения и разброс класса мелких собственников. Эмиль Верхарн в своих произведениях сборника «Города-спруты» (1895) ярко и точно показал весь ужас человека перед промышленным городом -поработителем с одной стороны, и восторг и поклонение перед городом, как местом сосредоточения человеческой воли, силы и сознания, с другой стороны. Со страстным урбанизмом Верхарн раскрывает социальные контрасты города. В пьесе «Зори» (1898) наиболее ярко выражено стремление народа к социальной революции. Представители урбанистов, во главе с Жоэлем Роменом показывали в своих работах, как затерянный в большом городе человек, от страха перед мегаполисом переходит к обожанию большого города, растворению в его театрах, улицах и пр. Келлерман в своем романе «Туннель» рассматривает социальные проблемы, показывает развитие индустриализации и оправдывает жесткость капитализма. В работах А. Гольца серьезной темой выступает ужас и восторг перед большим городом.

Время послевоенного кризиса обозначено у немецких экспрессионистов восстанием мелкой буржуазии против капиталиста (Дюамель). Во времена мирового экономического кризиса в литературе буржуазии передавался страх перед техническим прогрессом «против урбанизма, за «возврат к земле».

В русской литературе этой эпохи гимны и оды городу впервые появились в стихотворениях Брюсова, который увлекался строящейся урбанистической культурой. Раннее творчество Владимира Маяковского отражает урбанистические настроения. Эгофутуристы (Северянин, Шендеревич и др.) превозносили буржуазный город с его весельем и соблазнами. Первое время после Великой Октябрьской социалистической революции, в результате буржуазных влияний, на некоторых участках литературы были тенденции урбанизма.

Эмиль Верхарн
Эмиль Верхарн.

Туалет в урбанистическом стиле
Туалет в урбанистическом стиле.


Урбанистическая картина
Джима Максвелла.



А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.