А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Поздняя классика: статуи Праксителя


Пракситель. Аполлон Ящероубийца (Фрагмент) Пракситель – знаменитый древнегреческий скульптор, младший современник Скопаса. Родился около 390-го года до н.э. Выражал в своих произведениях совсем иные настроения, чем Скопас. Пракситель происходил из рода ваятелей.

Знаменита ранняя скульптура мастера – «Сатир, наливающий вино». Сущность сатира, который кажется пастухом, отдыхающим в древесной тени, выдают только козлиные острые уши, прячущиеся в густой шапке волос. Широта образа, его метафоричность, олицетворение им дикой лесной чащи кажутся безграничными. Поэтическое ощущение красоты природы ощущается в изваянии скульптора также сильно, как и в строках Феокрита:

Этой тропой, козопас, обогни ты дубовую рощу;
Видишь - там новый кумир врезан в смоковницы ствол.
Он без ушей и трехногий; корою одет он, но может
Все ж для рождения чад дело Киприды свершить.
Вкруг он оградой святой обнесен. И родник неумолчный
Льется с утесов крутых, там обступили его
Мирты и лавр отовсюду: меж них кипарис ароматный,
И завилася венком в гроздьях тяжелых лоза
Ранней весенней порой, заливаясь звенящею песней,
Свой переменный напев там выкликают дрозды.
Бурный певец, соловей, отвечает им рокотом звонким,
Клюв раскрывая, поет сладостным голосом он".

Пракситель. Сатир, наливающий вино (Фрагмент) В статуе Праксителя «Аполлон Ящероубийца», созданной в поздний период творчества, бог света выглядит как худенький мальчик, который собирается поразить ящерицу дротиком. По-видимому, эта статуя также пользовалась большой славой, так как сохранилось посвящённое ей стихотворение:

"Ящерицу пощади, что к тебе подползает, коварный
Юноша: ей умереть хочется в пальцах твоих".

На западном фронтоне храма Зевса в Олимпии Аполлон производил ощущение мощи. В этой статуе его образ нежен и хрупок. Увитая лентой голова и мальчишеская фигурка производят впечатление женственности. Скользящая по древесному стволу опорная рука более подвижна, чем в ранних скульптурах Праксителя. Она создаёт сильное чувство зыбкости и шаткости мгновения. Статуя поражает своей красотой, и вместе с тем в ней чувствуется какая-то манерность. Её образ становится более легковесным, теряет значительность и важность.

Как и Скопас, Пракситель создаёт солидную школу. У него было много последователей и почитателей его стиля и манеры. Однако ученикам так и не удалось достичь тех же высот в передаче красоты и жизненности образа.


Пракситель. Артемида из Габий. Римское копия. 345 г. до н.э. Париж, Лувр
Пракситель.
Артемида
из Габий.
Римское копия.
345 г. до н.э.
Париж, Лувр.

Пракситель. Аполлон, убивающий ящерицу. Римская копия. IV в. до н.э. Рим. Музей Ватикана
Пракситель.
Аполлон
Ящероубийца.
Римская копия.
IV в. до н.э.
Ватикан.

Пракситель. Сатир, наливающий вино. Римская копия. Берлин
Пракситель.
Сатир,
наливающий вино.
Римская копия.
IV в. до н.э.
Берлин.

Пракситель. Отдыхающий сатир. Около 340 г. до н.э. Римская копия. Рим, Капитолийский музей
Пракситель.
Отдыхающий сатир.
Около 340 г. до н.э.
Римская копия.
Рим,
Капитолийский музей.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.