А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Раннеклассический период: рельеф с Афродитой


Трон Людовизи (Рождение Афродиты. Мрамор. Около 470 г. до н.э. Рим. Музей Терм) Одним из выдающихся произведений раннеклассического периода (рубеж VI – V веков до н.э.) стал рельеф с изображением рождения из морской пены Афродиты. В этом изображении образ родившейся богини дополняет изображение новобрачной. В ней есть что-то печальное, словно её образ воплотил саму сущность женщины-гречанки, обречённой проводить жизнь в гинекее – женской половине дома.

Другая тема изображена на левом рельефе. Там обнажённая флейтистка-гетера, сидящая свободно закинув ногу на ногу, играет на авлосе – двойной флейте. Она в свою очередь приносит дар богине любви – неприхотливую любовную песенку, которая своей незамысловатостью подобна стихотворению древнегреческого поэта: Рождение Афродиты (Фрагмент. 475-450 гг. до н.э. Рим. Музей Терм)

"Сладок холодный напиток для жаждущих в летнюю пору;
После зимы морякам сладок весенний зефир;
Слаще, однако, влюбленным, когда, покрываясь одною
Хленой, на ложе вдвоем славят Киприду они".

Надгробия периода ранней классики

Совсем другие чувства пронизывают женские надгробия этого времени, хотя и в них отражена грация и нежность.

В стеле Юстинианы, находящейся в собрании Берлинского музея, изображена девушка с коробочкой-пиксидой, зажатой в левой руке. Правой рукой она посыпает огонь жертвенника ароматными травами. Стройность её фигуры подчёркивают ниспадающие складки одежд, которые находят отзвук в вертикали плиты из мрамора. Плавное движение руки вносит в ритмику пластических форм печальную ноту.

В поэзии Филета Косского можно найти строки, созвучные этому произведению:

Рождение Афродиты (Трон Людовизи. 475-450 гг. до н.э. Рим. Музей Терм) "Несколько слез от души мне пролей,
Слово ласки промолви
И вспоминай обо мне,
Если не станет меня".

Застылость и схематичность преодолевались в столь общественном и монументальном виде искусства, как скульптура, медленнее, чем в вазописи, в которой мастера брались за создание новых сюжетов более решительно. Над ваятелями в большей степени тяготели законы традиций. Особенно они заметны в статуе Эрота Соранцо. Эти законы удалось преодолеть Мирону из Элевфер, который изобразил образы реального мира изменяющимися и подвижными. Мирон, как аттический скульптор, предпочитал изображать энергичное действие. В его творчестве получает отражение динамическое мировоззрение. Его философия созвучна философии Гераклита – автора афоризма: «всё течёт, всё изменяется».


Девушка, играющая на флейте. Трон Людовизи. Мрамор. Около 470 г. до н.э. Рим. Музей Терм
Девушка, играющая на флейте.
Трон Людовизи.
Мрамор.
Около 470 г. до н.э.
Рим. Музей Терм.<

Рождение Афродиты. Рельеф трона Лудовизи. 470-450 до н.э. Рим, Национальный музей
Рождение Афродиты.
Трон Людовизи.
Мрамор.
Около 470 г. до н.э.
Рим. Музей Терм.

Эрот Соранцо. II четверть 5 в. до н.э. Мрамор. Санкт-Петербург, Эрмитаж
Эрот Соранцо.
II четверть V в. до н.э.
Мрамор.
Санкт-Петербург,
Эрмитаж.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.