А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Тверская икона


Борис и Глеб (икона) Тверская икона характеризуется самобытностью и вместе с тем многогранностью творческих решений и поисков.

Иконопись занимала особенное место в культуре Северо-Восточной Руси.

Присущие Тверскому княжеству в тринадцатом – первой половине четырнадцатого века художественные традиции сформировали определённые стилистические особенности живописи Древней Руси в целом, отразившись на развитии московского искусства четырнадцатого века, а позже – на художественной жизни Среднего и Верхнего Поволжья.

Наиболее древней из икон, написанных в Твери, считается икона «Борис и Глеб», созданная в последние десятилетия тринадцатого века. По мнению исследователей, данный памятник находится у истоков тверского иконописания. Сейчас икона «Борис и Глеб» хранится в Киевском музее русского искусства. В иконе превалируют коричнево-красные и синие краски, которые дополняются киноварью. Подобное сочетание тонов восходит к киевской системе колорита и присуще многим памятникам тринадцатого столетия. К данной традиции относятся также белые нимбы и серебряный фон.

К старинным памятникам тверского искусства рубежа тринадцатого – четырнадцатого веков относятся миниатюры «Хроники Георгия Амартола», хранящиеся в отделе рукописей Российской Государственной Библиотеки. Особый интерес, по мнению искусствоведов, вызывают две выходные миниатюры, размещённые на развороте и отличающиеся высоким качеством исполнения. Написаны они были художником из Твери Прокопием. Сошествие Св. Духа (Икона,конец XV - начало XVI в.) О его авторстве говорится в надписи на одной из миниатюр: «Многогрешный раб божий Прокопий писал».

Любопытным памятником конца тринадцатого – начала четырнадцатого века является храмовая икона «Спас Вседержитель». Икона написана в Тверских землях и сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее. Для иконы «Спас Вседержитель» характерно продолжение традиций живописи тринадцатого века: статичность композиции, монолитность формы, колористическое решение, пропорции фигуры. Хотя в этом произведении уже прослеживается новая организация пластики, характерная для четырнадцатого века: через увеличение объёма рук и лица повышена выразительность лица и жеста.

Икона «Архангел Михаил», которая сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее, своей утончённой пластикой производит особое впечатление. Тверские приёмы построения формы доведены художником до необыкновенной выразительности.



Богоматерь Одигитрия (Икона, конец XIV - начало XV в.)
Богоматерь Одигитрия.
Конец XIV - начало XV в.

Хроники Георгия Амартола (XIII – XIV в.)
Хроники Георгия Амартола.
XIII – XIV в.

Спас вседержитель (икона)
Спас вседержитель.
Конец XIII — начало XIV в.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.