А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Бамбоччато


(от итал. Bambocciata – ребячество)

Флагелланты (Питер ван Лаар, около 1635 г.) Бамбоччато – таким именем называют живописцев семнадцатого века, творивших в Риме и писавших произведения на темы уличной городской жизни. Само слово бамбоччато походит от прозвища Бамбоччо (по итал. Bamboccio – пузырь, малыш-пузан), которое было дано художнику из Голландии, Питеру ван Лаару (ок. 1592 – 1642 г.), за его физические недостатки. На его автопортрете за мольбертом изображён карлик (Уффици, Флоренция).

В Риме, в котором, казалось бы, безраздельное первенство в искусстве принадлежало искусству барокко, Лаару удаётся создать новый и приобретший успех живописный жанр – тип небольших полотен, которые изображали быт бедноты на фоне сельского и городского пейзажа, непритязательные уличные сценки.

Питер ван Лаар На картинах Лаара нищие собираются близ церкви в Риме, крестьяне играют в народную игру, во время работы засыпает крестьянка, расположились на привале охотники, на обоз напали разбойники («Привал охотников», «Нападение разбойников»).

Порою для картин характерны архитектурные мотивы, которые составляют боковые кулисы. При этом в освещении сохраняются светотеневые контрасты, которые идут от традиции караваджизма и подчёркивают объёмность фигур. С чувством юмора и тонкой наблюдательностью переданы детали быта, тёмно-золотистая, тёплая гамма красок оживлена синими и красными тонами одежды.

Занимательные и профессионально отображённые жанровые сценки, которые принадлежат кисти приезжих голландских живописцев, сгруппировавшихся вокруг Питера ван Лаара, назывались «бамбоччанти».

Подобный маргинальный жанр порвал с традицией высокого официального искусства, в котором были приемлемы темы лишь на религиозную и мифологическую тематику. Он стал достойным соперником распространившегося по всей Европе высокого искусства и был подхвачен многими итальянскими и иностранными художниками, которые жили в Риме или приезжали туда работать.

Жанровая сцена (Ян Миль) К художникам, проявившим себя в жанре бамбоччанти, относятся Лингельбах, Ян Миль, Черкуоцци, Хельмбрекер. Они работали почти исключительно в уличном жанре. Позже к ним присоединяются Бурдон, Карел Дюжарден, Свертс, Тассель, каждый из которых внёс в программу ван Лаара собственную неповторимую индивидуальность.

В начале 1630-х годов под влияние ван Лаара подпадает и Клод Лоррен. В уличных жанрах, которые писались, как правило, на маленьких дощечках, с живописью соперничает анекдотичность, хотя и никогда не доходящая до карикатурности.


Пейзаж с ироками в морру (Питер ван Лаар)
Пейзаж с ироками в морру.

Питер ван Лаар (автопортрет)
Питер ван Лаар
Автопортрет.

Продавец пирожных (Питер ван Лаар)
Продавец пирожных.
Питер ван Лаар.
Холст, масло.
Национальная галерея, Рим.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.