А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Ранняя классика: памятники скульптуры


Афина и Марсий (Мирон. Римская копия. Мрамор. II четверть V в. до н.э.) Значительное место в раннеклассическом периоде в искусстве Древней Греции (рубеж VI – V веков до н.э.) занимает декоративная скульптура. Несмотря на то, что от архаического периода в скульптурах сохранилась симметрия композиции, условность искусства эпохи архаики в эгинских фронтонах начинает преодолеваться. Начинают создаваться круглые скульптуры, фигуры объединяются одним действием, при изображении человека исчезает неловкость и скованность, движение становится более естественным и свободным, показывается более совершенно.

Одной из известных скульптур периода ранней классики является скульптурная группа «Афина и Марсий». Она создана на мифологический сюжет, в котором Афина проклинает флейту, которую сама и изобрела, из-за того, что та искажает её лицо при игре. Брошенную флейту забирает силен Марсий.

Афина и Марсий. Фрагмент. Мирон. Римская копия. Мрамор. II четверть V в. до н.э..jpg Также острый момент движения привлекает скульптора и в статуе бегуна «Лада». Бегун достигает цели и хватается за венок. Об этой статуе до нас дошло лишь стихотворение:

"Полон надежды бегун; на кончиках губ лишь дыханье
Видно; втянувшись во внутрь, полыми стали бока.
Бронза стремится вперед за венком, не сдержать ее камню,
Ветра быстрейший бегун, чудо он - Мирона рук".

В созданной Мироном из меди статуе коровы нашла отражение страстная тяга ваятелей к точному воспроизведению действительности. По рассказам современников скульптора, эта корова была так похожа на живую, что на неё садились насекомые, а пастухи и даже быки считали её настоящей:

"Медная ты, но гляди: к тебе плуг притащил землепашец,
Сбрую и вожжи принес, телка - обманщица всех.
Мирона было то дело, первейшего в этом искусстве;
Сделал живою тебя, телки рабочей дав вид".

Зевс, похищающий Ганимеда (Фрагмент. Терракота. 470 год до н.э.) Такой успех скульптурам Мирона обеспечило его новаторство. Скульптор решительно и смело отверг традиции искусства архаики, которые всё ещё сковывали ваятелей в первой половине пятого века до н.э. Именно в этом заслуга скульптора из Элевфер, который вплотную подошёл к высокой классике.

Тяга скульпторов пятого века до н.э. к героическим и возвышенным сюжетам, к монументальным образам, а также к типизации конкретных черт и деталей привела к непродолжительному спаду в камерном искусстве терракоты, хотя и в эти годы создавались монументальные терракотовые группы. К примеру, Зевс, уносящий Ганимеда.


Марсий. Мирон. Середина V в. до н.э. Мраморная римская копия. Рим. Латеранский музей
Марсий.
Мирон.
Середина V в. до н.э.
Рим.
Латеранский музей

Зевс, похищающий Ганимеда (Терракота. 470 год до н.э.)
Зевс, похищающий
Ганимеда.
Терракота.
470 год до н.э.

Дискобол (Мирон. Около 450 г. до н.э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Рим. Музей Терм)
Дискобол.
Мирон.
Около 450 г. до н.э.
Рим.
Музей Терм




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.