А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Абстрактное искусство


Серый овал (В.В. Кандинский)Абстрактное искусство – это совокупность различных направлений в разных направлениях искусства, возникших как вызов общественному мнению в процессе расслоения разных течений XX в.: кубизма, футуризма, экспрессионизма и т.д. В 1910-1913 гг. были созданы первые образцы абстрактного искусства: в Германии – эесперессионистами В.В. Кандинским и П. Келе, в Париже – «арфистом» Р. Делоне, в Испании – Ф. Пикабией, в Чехии – Ф. Купкой, в Италии - футуристами Дж. Балла, У. Боччони, Дж. Северини, а в России – «супрематистом» К.С. Малевичем, «лучистами» - М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой, в Нидерладах – «неопластистами» П. Монрианом , Т. ван Дусбюргом и ван дер Леком.

В период после Первой Мировой войны абстрактное искусство отображало вызванные войной нигилистические настроения среди буржуазии (дадаизм – Х. Миро, Ж. Арп). В то же время сформировалось желание применять неизобразительные формы в разных видах искусства: архитектуре, декоративном искусстве.

Данные формы воздвигались, исходя из принципов математики и инженерии. Примерами могут служить эксперименты группы Стиль в Нидерландах, конструкции Татлина, мобили Колдера.

В 1920 году из-за несоответствия абстрактного искусства тем целям, которые провозглашала советская культура, группа художников начала практику в прикладном искусстве и художественном конструировании.

И вращается в глубинах Голое (А.П. Архипенко)В США во время Второй Мировой войны была образована школа «абстрактного экспрессионизма» (художники Дж. Поллок и М. Тоби). «Абстрактный экспрессионизм» получил широкое распространение после войны под названием «ташизм», «бесформенное искусство» во многих странах. Своим методом школа провозгласила бессознательность и автоматизм, непредвиденность эффектов в творчестве.

Живопись и графика стали превозносить неожиданные цветовые решения, изощренность, смелость фактурных сочетаний (А. Манесье, Ж. Дюбуффе, П. Сулаж, К. Аппел, Афро Базальделла. В скульптуре стали культивироваться парадоксальность и необычность композиции, обработки материалов (С. Липтон, Э. Чильида).

Абстрактное искусство, к середине XX века стало прерогативным и непримиримым течением, жаждущим полного господства. Оно оказало влияние на искусство таких социалистических стран, как Польша, Югославия, Чехословакия. В 1960 году абстрактное искусство стало развиваться ближе к орнаментно-геометрической композиции («оп-арт»), начало вытесняться течениями, предметом которых было изображение.

Окна (Р. Делоне)
Окна. Р. Делоне.
Фонд Гуггенхайма.

На бульваре в Тунисе (П. Клее)
На бульваре в Тунисе. П. Клее.
1918 г.

Отплытие кораблей (П. Клее)
Отплытие кораблей. П. Клее.
1927 г.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.