А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Звериный стиль в искусстве

Барс на горе. Бляха. V-IV в. до н.э. Звериный стиль – это общее условное название стилизованных изображений отдельных животных, частей их тела, композиций из нескольких животных, которые широко распространены в древнем искусстве.

Этот стиль впервые возникает в бронзовом веке. Он начинает развиваться в железном веке и в искусстве раннеклассических государств. Его традиции сохранены в искусстве средневековья, а также в народном творчестве. Наибольшее развитие получил в скифском искусстве, угрофинском, культуре древних германцев и прочее. Его традиции сохраняются в искусстве средневековья и народном творчестве.

Особенную известность получил скифский звериный стиль. Реалистичность изображений в нём сочетается с некоторой условностью: местонахождение звериных фигур соответствует форме вещи, которую они украшают – животные изображались в канонических позах: борющиеся, скачущие, копытные, с согнутыми ногами, хищники, порой свернувшиеся в клубок. Золотая бляха, изображающая конного скифа. Курган близ Керчи

Прослеживаются условные приёмы также и в передаче отдельных частей тела изображаемого животного – рога в виде завитков, пасть в виде полукруга, глаза в виде кружков. Время от времени изображалась часть звериного тела, которая служила его символом: лапы, головы, когти птиц и зверей. Встречаются изображения зверей или частей их тела, которые были помещены на изображения других животных.

Тотальное господство зооморфных сюжетов прослеживается и в творчестве восточных соседей скифов – сарматов. Бытовые вещи сарматов украшают фигурки самых разных животных: медведей, козлов, грифонов, барсов, пантер, оленей, волков. Особо на этом фоне выделяется своим богатством конская сбруя. В зверином стиле сарматов значительно усиливается схематизация и черты условности, изображения зачастую покрываются многочисленными цветными вставками.

Ящерица, змея и бык. золото. Cкифский звериный стиль Мастера звериного стиля зачастую совмещают в одном произведении все художественные приёмы, известные им. Однако, несмотря на эту пестроту, которой невозможно избежать, если соединить материалы разнообразных фактур и окраски, а также позаимствованные сюжеты, в произведениях звериного стиля ощущается господство единого стиля, который чужд какой-либо эклектике.

В дохристианской Европе звериный стиль отличается повышенной драматичностью и напряжённостью.


Серебряное зеркало. Келермесские курганы. VII в. до н.э.
Серебряное зеркало.
Келермесские курганы.
VII в. до н.э.

Золотая царская пектораль из кургана Толстая Могила. V в. до н.э.
Золотая царская пектораль
из кургана Толстая Могила.
V в. до н.э.

Сосуд из кургана Куль-Оба. IV в. до н.э.
Сосуд из кургана
Куль-Оба.
IV в. до н.э.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.