А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Укиё-э

Девушки у хризантем (Хисикава Моронобу)В переводе с японского языка означает «картины (образы) изменчивого мира». Стиль укие-э появился как направление в изобразительном искусстве в конце семнадцатого века, в Японии, к середине восемнадцатого достиг своего расцвета и, к концу девятнадцатого, уже пришел в упадок. Распространение этой технологии живописи и гравюр пришлось на период Эдо. Гравюра была более популярна у мастеров укие-э, так как не требовала достоверного соблюдения канонов.

Основателем данного направления принято считать Моронобу Хисикава, Китибэ (около 1618 — около 1694 г.; по другим источникам: 1625 — около 1694 г.; 1638—1714 г.), японский живописец и график. Жил в Эдо. Моронобу Хисикава работал в жанрах «люди», «будзин-га», «изображение красавиц», которые являлись традиционными для японской живописи. Этот художник выполнял свои работы в манере станковой графики. Известно его произведение «сто изображений женщин этого бренного мира», появившееся в 1681 году. Как и другие произведения, оно отличается каллиграфической точностью и декоративностью ксилографий. Его первая известная работа - это иллюстрации к сборнику стихов «Букэ хякунин иссю», выпущенному в 1672 году в Эдо – так раньше назывался Токио. В семнадцатом веке Эдо был основным центром по производству гравюр. Его кисти принадлежат иллюстрации более чем к 150 книгам. Он является автором гравюры «итшлае-э» - отпечаток на одном листе.

Моронобу стал основателем школы Хисикава. Эта школа стала одной из главных школ укие-э в Эдо. Его известность распространялась и на декоративные орнаменты косодэ, на живопись и на гравюры. Моронобу имел большое количество учеников и последователей. Например, Сугимару Дзихэи - современник Моронобу – хоть и не принадлежал в школе Хисикава, однако, его работы очень напоминают манеру Моронобу. Когда Моронобу умер, жанр укие-э переживал застойные времена, лишившись своего вдохновителя. Вывод из творческого застоя был предложен Тории Киенобуи и Кайгэцудо Андо, оба были поклонниками Моронобу, но не принадлежали к числу его учеников. Но они стали основателями школ учения укие-э.

Революцию в этом направлении произвел Судзуки Харунобу (1725—1770 г.). В 1764 году он впервые применил технику цветной печати нисики-э – парчовые или эдоские картинки. Примерно в 1770 году был взлет якуся-э. Первыми в этом жанре стали Кацукава Сюнсё (1726—1793 г.) и Иппицусай Бунте. Они изображали актеров, как личностей, исполняющих данные роли, добивались портерного сходства с актёрами. В то время как на более ранних произведениях актёров можно было отличить только по одежде и личным гербам. Капцюкава Сюнзе и его стиль работ оказал влияние на его ученика - Кацукава Сюнэя (1762—1819 г.). Великий мастер Ацусика Хокусая (1760—1849 г.) также был его последователем. Такие живописцы как Исода Корюсай и Китао Сигэмаса (1739—1820 г.) воспевали женскую красоту обитательниц веселых кварталов.

Сушка нитей (Сузуки Харунобу)
Сушка нитей.
Сузуки Харунобу.
1766 г. Цветная
гравюра на дереве.

Волна (Кацусика Хокусаи)
Волна. Кацусика Хокусаи.
Цветная гравюра на дереве
из серии «36 видов горы Фудзи».
Между   1823 и 1829 годами.

Кормление карпов (Исода Корюсай)
Кормление карпов.
Исода Корюсай.
Ок. 1771 г. Цветная
гравюра на дереве.



А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.