Укиё-э
В переводе с японского языка означает «картины (образы) изменчивого мира». Стиль укие-э появился как направление в изобразительном искусстве в конце семнадцатого века, в Японии, к середине восемнадцатого достиг своего расцвета и, к концу девятнадцатого, уже пришел в упадок. Распространение этой технологии живописи и гравюр пришлось на период Эдо. Гравюра была более популярна у мастеров укие-э, так как не требовала достоверного соблюдения канонов.
Основателем данного направления принято считать Моронобу Хисикава, Китибэ (около 1618 — около 1694 г.; по другим источникам: 1625 — около 1694 г.; 1638—1714 г.), японский живописец и график. Жил в Эдо. Моронобу Хисикава работал в жанрах «люди», «будзин-га», «изображение красавиц», которые являлись традиционными для японской живописи. Этот художник выполнял свои работы в манере станковой графики. Известно его произведение «сто изображений женщин этого бренного мира», появившееся в 1681 году. Как и другие произведения, оно отличается каллиграфической точностью и декоративностью ксилографий. Его первая известная работа - это иллюстрации к сборнику стихов «Букэ хякунин иссю», выпущенному в 1672 году в Эдо – так раньше назывался Токио. В семнадцатом веке Эдо был основным центром по производству гравюр. Его кисти принадлежат иллюстрации более чем к 150 книгам. Он является автором гравюры «итшлае-э» - отпечаток на одном листе.
Моронобу стал основателем школы Хисикава. Эта школа стала одной из главных школ укие-э в Эдо. Его известность распространялась и на декоративные орнаменты косодэ, на живопись и на гравюры. Моронобу имел большое количество учеников и последователей. Например, Сугимару Дзихэи - современник Моронобу – хоть и не принадлежал в школе Хисикава, однако, его работы очень напоминают манеру Моронобу. Когда Моронобу умер, жанр укие-э переживал застойные времена, лишившись своего вдохновителя. Вывод из творческого застоя был предложен Тории Киенобуи и Кайгэцудо Андо, оба были поклонниками Моронобу, но не принадлежали к числу его учеников. Но они стали основателями школ учения укие-э.
Революцию в этом направлении произвел Судзуки Харунобу (1725—1770 г.). В 1764 году он впервые применил технику цветной печати нисики-э – парчовые или эдоские картинки. Примерно в 1770 году был взлет якуся-э. Первыми в этом жанре стали Кацукава Сюнсё (1726—1793 г.) и Иппицусай Бунте. Они изображали актеров, как личностей, исполняющих данные роли, добивались портерного сходства с актёрами. В то время как на более ранних произведениях актёров можно было отличить только по одежде и личным гербам. Капцюкава Сюнзе и его стиль работ оказал влияние на его ученика - Кацукава Сюнэя (1762—1819 г.). Великий мастер Ацусика Хокусая (1760—1849 г.) также был его последователем. Такие живописцы как Исода Корюсай и Китао Сигэмаса (1739—1820 г.) воспевали женскую красоту обитательниц веселых кварталов.
Сушка нитей. Сузуки Харунобу. 1766 г. Цветная гравюра на дереве.
| Волна. Кацусика Хокусаи. Цветная гравюра на дереве из серии «36 видов горы Фудзи». Между 1823 и 1829 годами.
| Кормление карпов. Исода Корюсай. Ок. 1771 г. Цветная гравюра на дереве.
|