А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Абстрактный экспрессионизм

Белый центр (М. Ротко) Абстрактный экспрессионизм возник в послевоенный период развития абстрактного искусства (конец 40-х – 50-е гг. XX века). Данный термин был введён ещё в двадцатые годы искусствоведом из Германии Э. Фон Зюдовым, чтобы обозначить отдельные аспекты экспрессионистского искусства. В 1929 г. американец Барр использовал термин для описания ранних работ Кандинского, а в 1947 г. назвал произведения Поллока и де Кунинга «абстрактно-экспрессионистскими».

С того момента понятие «абстрактный экспрессионизм» закрепилось за достаточно обширным и технически и стилистически разнообразным полем абстрактной живописи, а позже и скульптуры. Направление изначально получило бурное развитие в Америке и Европе, а затем и во всём мире. Пик популярности направления – пятидесятые годы XX века.

Непосредственными родоначальниками абстрактного экспрессионизма являются экспрессионисты, орфисты, ранний Кандинский, сюрреалисты и дадаисты, с их принципом психического автоматизма. Философско-эстетической основой для абстрактного экспрессионизма явилась отчасти популярная после войны философия экзистенциализма.

Абстрактный экспрессионизм продолжил заложенное сюрреалистами и Кандинским «освобождение искусства от контроля мышления, логики и, более того, от традиционных законов цветовых взаимоотношений и цветового синтаксиса средиземноморско-европейской культуры. Девиз представителей данного направления: «Освобождение от формализма, правил, господства циркуля и линейки. И в первую очередь – освобождение от тиранических законов формы, внесение на полотно свободно струящегося цвета». (Карл Рурберг).

Девушки в поле (К.С. Малевич) Главенствующим принципом творчества художников этого направления стало автоматически-спонтанное нанесение красок на полотно, исключительно под влиянием эмоциональных состояний и субъективных настроений. Гнев, радость, страдание, страх, страсть буквально выплёскиваются художниками на картины потоками красок.

Абстрактные экспрессионисты используют самые разные манеры письма – от обычного письма кистью до нанесения красок шпателем, выдавливания из тюбиков, разливания их из банок, разбрызгивания из пульверизатора и т. п. Соответственно настолько же разнообразны и отображающиеся структуры цвета – и по цвету, и по форме – от монохромных до бьющего по нервам роскошного буйства красок, у которого нет аналогов ни в традиционной живописи, ни в природе.


Лавандовый туман (Джексон Поллок)
Лавандовый туман.
Джексон Поллок.

Поздняя живопись (Вильям де Кунинг)
Поздняя живопись.
Вильям де Кунинг.

Композиция в сером, розовом и голубом (П. Мондриан)
Композиция в сером, розовом и голубом.
Пит Мондриан.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.