А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Поздняя классика: особенности


Мастер Прономоса. Кратер с волютами. Актеры с масками. 410 г. до н.э. Неаполь. Национальный музей Потеря гражданственных идеалов, рост настроений индивидуализма, кризис полисной системы привели в результате к общему изменению мировоззрения в искусстве конца пятого века до н.э.

Всё чаще наряду с живописными начинают применяться и рельефные изображения. Например такова гидрия из Эрмитажа, где изображён спор Афины и Посейдона, а также лекифы мастера Ксенофанта из того же собрания. Керамисты любили создавать также и изящные фигурные сосуды для душистых масел.

С течением времени вазописцы переходили к беглой манере, и изображения снова сводились к узорам. Мастерам была важна не только сюжетная выразительность фигуры, но и её роль цветового пятна на поверхности амфоры.

В рисунках четвёртого века предметы зачастую теряли чёткость очертаний, свойственную им до этого. Поздние росписи характеризуются беглостью и небрежностью рисунка. Контуры изображений становятся расплывчатыми, на поверхности сосудов появляются живописные пятна, края которых размыты.

Мастера начинают пользоваться кистью, а не пером, как делали их предшественники, которые с помощь пера рисовали тонкие и изящные линии.

Гидрия со сценой спора Афины с Посейдоном. IV в. до н.э. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.jpg Вероятно, вазописцы, которые отходили от своих графических принципов, пытались тем самым сблизиться с живописцами. И после безуспешного соперничества с последними, постепенно исчерпали свои возможности.

Высокое качество исполнения росписей дольше других удалось сохранить кампанским, луканским и апулийским керамическим мастерским, находившимся в греческих городах Апеннинского полуострова. Они создали свои яркие и красочные росписи в четвёртом веке.

С утратой гражданственного фундамента высокой классики в искусстве четвёртого века до н.э. появляются новые черты. Нарушение в жизни города-полиса гармонии вызвало перемены в художественном отражении мира. Заказчик частный становится важнее общественного.

У мастеров преобладает интерес не к божественным, а к человеческим образам. Художников начинает привлекать чувственность, а не рационализм. Скульптура и архитектура играет всё большее значение, тогда как вазописи уделяется всё меньшее внимание.

В архитектуре четвёртого века начинают преобладать крайности. Наряду с громадным Мавзолеем в Галикарнассе и храмом Артемиды Эфесской соседствуют небольшие постройки с декоративным решением форм, такие как памятник Лисикрата.


Фигурный сосуд. IV в. до н.э. Санкт-Петербург, Эрмитаж
Фигурный сосуд.
IV в. до н.э.
Санкт-Петербург,
Эрмитаж.

Фигурный сосуд иа Фанагории в виде сфинкса. Конец V в. до н.э. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.jpg
Фигурный сосуд
иа Фанагории
в виде сфинкса.
Конец V в. до н.э.
Санкт-Петербург,
Эрмитаж.

Царица ваз (Гидрия. IV в. до н.э.)
Царица ваз.
Гидрия.
IV в. до н.э.

Лекиф с изображением женщин в сопровождении Эроса и Афродиты в стиле вазописца Мидия. 410—400 гг. до н.э. Париж. Лувр
Лекиф с изображением
женщин в сопровождении
Эроса и Афродиты
в стиле вазописца Мидия.
410—400 гг. до н.э.
Париж. Лувр.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.