А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Ракурс


Плафон Сикстинской капеллы В изобразительном искусстве ракурс – это перспективное сокращение формы предмета, которое меняет его привычные очертания. Ракурс зависит от точки зрения на натуру, а также её положения в пространстве.

Также ракурс – это изображение фигуры человека, его членов и вообще любых предметов в перспективе со значительным сокращением удалённых от зрителя частей.

Хотя находясь в пространстве, предметы всегда кажутся нам представленными не во всём своём объёме, так как их части, более или менее от нас удалённые, заслонены передними частями. Такие предметы кажутся суженными или уменьшенными и воспроизводятся в подобном виде художниками, которые знакомы с перспективой и верны природе. При этом под словом ракурс подразумевается главным образом сильное перспективное сокращение, при котором лучи, которые идут от дальних и близких частей предмета к нашему глазу, сходятся под крайне острым углом.

Художник имеет дело с ракурсами. Особенно это касается тех случаев, когда он показывает предметы, которые располагаются перпендикулярно или почти перпендикулярно к плоскости картины.

Например, когда он пишет или рисует человеческую руку, которая протянута прямо к нему, или отброшенную назад голову, или фигуру, летящую снизу вверх, или лежащую ногами вперёд.

Обращение Савла (П. Веронезе, 16 век) В Древней Греции ракурс считался самой сложной частью рисовального искусства. После появления законов перспективы, начиная с эпохи Возрождения, многие живописцы любили пощеголять ракурсом, который употреблялся в основном при росписи плафонов.

Наиболее искусными в изображении ракурса считаются Микеланджело (плафон Сикстинской капеллы), Мантенья (картина «Усопший Спаситель»), П. Веронезе (плафоны во дворце дожей в Венеции), Тьеполо (плафон «Обретение св. Креста» в Венецианской академии художеств), Корреджо (живопись потолочных сводов и купола в Пармском соборе).

Мертвый Христос (Андреа Мантенья) Выказывая собственное умение преодолевать сложности ракурса, живописец при этом должен знать меру и не изображать таких сокращений, которых нет в действительности, так как такое изображение некрасиво, малопонятно и похоже на эксперименты фокусника.

Скульпторы также должны принимать ракурс в расчёт. Он необходим как при исполнении барельефа, так и при лепке круглой фигуры.

Ракурс необходимо учитывать в том случае, если круглая фигура предназначается для постановки на каком-то определённом месте, на какой-то высоте и на неё будут глядеть с одного основного пункта. В этом случае необходимо, чтобы зритель не видел её в таких ракурсах, которые повредят общему впечатлению от неё.


Ракурс в фотосъемке
Ракурс в фотосъемке.

Портрет Карла I в трех ракурсах (Ян ван Дейк)
Портрет Карла I в трех ракурсах.
Ян ван Дейк.

Ракурс с низкой точкой съемки
Ракурс с низкой
точкой съемки.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.