А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Майолика


(от итальянского Maiolica — Мальорка, название итальянского острова)

Блюдо (майолика, Италия)Особая разновидность изделий из керамики. При способе их выполнения обожженную цветную глину, крупнопористую изнутри, покрывают снаружи двумя слоями глазури. Начальный, нижний слой глазури непрозрачного характера, содержащий олово ангобами, расписывали тончайшим узором, который затем покрывали следующим слоем, который оберегал рисунок свинцовой глазурью.

Яркость и насыщенность красок сохраняли при помощи обработки изделия низкотемпературным обжигом. К изделиям майолики относили посуду, монументальные скульптурные изображения, панно с декоративной отделкой, каминные изразцы, наличники. Все они отличались довольно тяжеловесными формами, но умело подобранные краски, отливающиеся в блестящей контрастности, делали их довольно оригинальными и интересными.

История появления и развития майолики

Изделия из керамики, которую особым способом получали из цветной глины, начали изготавливать несколько тысячелетий назад. Доказательством этому служат найденные археологические находки, принадлежащие к эпохе Древнего Египта и Вавилонии, а также других стран Древнего Востока. Начиная с 14 и по 18 век, такие изделия стали популярны в Испании, Франции, Германии, а также в средневековых государствах Азии (Передней, Средней и Центральной), где было хорошо налажено производство необычной керамики.

Мадонна с младенцем (Лука делла Робиа, 1455 г.) Своим названием майолика обязана острову Мальорка, через который керамические изделия попадали в Италию из мавританской Испании. Подлинного мастерства и совершенства искусство майолики достигло благодаря знаменитым итальянским мастерам, которые еще в 14 веке по достоинству оценили материал, из которого уже в 17 веке получали настоящие шедевры. Огромную ценность представляли изделия, выполненные в мастерских Кастельдуранто, Фаэнцы, Кальтаджироны, Сиены, Флоренции, Урбино, Кафаджоло.

Древнерусское искусство богато керамическими изделиями майолики, которая расцвела здесь в 11 веке. Славились каминные изразцы, фризы, оконные наличники, фигуры святых, порталы, изготовленные ярославскими и московскими мастерами. В Москве на заводе Гребенщикова в 18 веке было налажено производство майолики в виде посуды, мелкой пластики и изразцов, которые отличались особым видом монохромной росписи на белом фоне, а знаменитые до сих пор мастера Гжели пользовались росписью полихромной. В технике декоративной майолики с увлечением работали художники 19-20 веков А.Я. Головин, М.А. Врубель, В.М. Васнецов, С.В. Малютин.

В советское время художественные поиски продолжили в 30-е годы И.С. Ефимов и И.Г. Фрих-Хар, известные скульпторы. Художники по керамике внесли свой вклад в разработку новых линий и красок в майолике в 50-е годы, причем это были как советские, так и зарубежные мастера, среди которых знаменитые работы П. Пикассо и Ф. Леже. В наше время продолжается художественное изучение и разработка новых возможностей керамики, при которых эмаль и глазурь позволяют иначе выразить пластические возможности майолики. Сейчас к таким керамическим изделиям относят роспись на цветном или фаянсовом белом черепке цветной глазурью.

Фигурка кота (майолика)
Фигурка кота.
Майолика. 1970 г.

Блюдо (Италия, 1530)
Блюдо. Урбино,
Италия. Ок. 1530 г.

Гжельская майолика
Гжельская
майолика.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.