А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Уральский резной камень


Агатовая чашка (Работа фирмы Фаберже. Саксония, Германия. Начало XX в.) Художественные изделия, созданные из уральских цветных камней, – это старинная ветвь русского декоративно-прикладного искусства. Создание изделий из резного уральского камня зародилось с 1720-1730-х годов, когда в современном Свердловске, а тогда Екатеринбурге были построены первые «мельницы» - фабрики по обработке малахита, орлеца, яшмы, мрамора, горного хрусталя и прочих камней. С 1765 года начинаются целенаправленные открытия, поиски, освоение самоцветных сокровищ Каменного Пояса.

Добытые на приисках драгоценные камни направлялись в кладовые гранильной фабрики в Екатеринбурге – она была основана во второй половине восемнадцатого века. Уже в 1774 году фабрика разрослась и стала одним из наиболее мощных предприятий по переработке самоцветов своего времени. Здесь изготавливались мелкие и крупные каменные изделия: настольные обелиски, камеи, а также канделябры, камины, вазы. На Екатеринбургской фабрике постепенно развивалось и складывалось гранильное искусство.

Корзиночка из уральского родонита Мастеровые фабрики постепенно освоили тонкости и секреты гранения самоцветов розой, в звёздочку, в бриллиантовую и ленточную грань. Много граней-рисунков было известно уральским гранильщикам. В фабричных отчётах упоминается элипт, груша, овальный и круглый капюшон (т. н. кабошон), восьмиугольная и четырёхсторонняя грань. Словно по волшебству руки уральского гранильщика убирали в камне всяческие пороки.

С конца 1850-х годов на Урале стали распространяться различные кустарные промыслы, которые создавали пресс-бювары, каменные печати, памятники из мрамора. Получив после реформы 1861 года вольную, гранильщики начали работать на дому. Покупали нехитрый инструмент, устанавливали в избах шлифовальные круги.

Агатовое дерево К 1980-м годам в Екатеринбурге и его окрестностях складываются основные центры кустарных гранильных промыслов. Они были образованы в Нижне-Исетске, Уктусе, Березовском, Мраморском, Полевском.

В процессе развития в гранильном промысле возникло множество ответвлений и направлений изготовления вещей из поделочного камня. Главными направлениями стали яшмовый, селенитовый и малахитовый промысел. Да и в самом промысле была масса узких специализаций. В одном доме семья изготавливала пасхальные яйца, в другом – брелки, в третьем - пепельницы, в четвёртом – спичечницы разных форм, к примеру, в виде башмака, – всего и не перечесть.

Петухи (Резные фигурки из агальматолита)
Петухи. Резные фигурки
из агальматолита.

Фигурки из пирофиллита (Работа китайских камнерезов, XIX в.)
Фигурки из пирофиллита.
Работа китайских камнерезов.
XIX в.

Объёмная мозаика из различных цветных камней (Работа уральских кустарей-гранильщиков, XIX в.)
Объёмная мозаика из различных цветных камней.
Работа уральских кустарей-гранильщиков.
XIX в.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.