А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Ранняя классика: произведения скульптуры


Западный фронтон храма Зевса в Олимпии Значительное место в раннеклассическом периоде в искусстве Древней Греции (рубеж VI – V веков до н.э.) занимает декоративная скульптура.

Несмотря на то, что от архаического периода в скульптурах сохранилась симметрия композиции, условность искусства эпохи архаики в эгинских фронтонах начинает преодолеваться. Афина и Геракл со стимфалийскими птицами (Метопа храма Зевса в Олимпии. 468-456 гг. до н.э. Олимпия, музей) Начинают создаваться круглые скульптуры, фигуры объединяются одним действием, при изображении человека исчезает неловкость и скованность, движение становится более естественным и свободным, показывается более совершенно.

Во второй четверти пятого века до н.э. в греческом искусстве происходят немалые перемены. Ярким свидетельством этому являются созданные из мрамора статуи фронтонов храма Зевса в Олимпии. В сражениях людей и кентавров, которые отражают некоторые скульптуры, звучит тема дикости и темноты, которые побеждает светлая и разумная человеческая природа.

Греческий хор, который звучит во время исполнения драмы Софокла «Антигона», прославляет человека. Он в поэтической форме выражает чувства, которые и составили основу пластических образов западного фронтона храма Зевса. Тема борьбы света и тьмы, разума и невежества, добра и зла, которая в дальнейшем красной нитью будет проходить через всю европейскую культуру, в искусстве античности уже в этот период получает яркое и выразительное воплощение.

Геракл, очищающий Авгиевы конюшни (Метопа храма Зевса в Олимпии) Ближе к центру напряжение в композиции фронтона нарастает. Оно разрешается, наконец, во внешне спокойной точёной фигуре сильного и молодого бога, который олицетворяет светлые начала мира. Аполлон показан решительно повернувшим голову. Его рука резко вытянута в беспредельно повелительном и властном жесте. В левой руке зажат лук. В душе Аполлона кипят страсти. Он полон энергии, хотя это и не отражается на его лице, преисполненном сдержанной и могучей силы.

Божественная властность проступает во внешнем облике Аполлона, но не в деталях. Её не видно, к примеру, в глазах или губах. Лицо Аполлона здесь воспринимается основным композиционным пунктом. Декор олимпийского храма Зевса не ограничивается фронтонами. На двенадцати рельефных метопах, созданных из паросского мрамора и находившихся в постикуме и пронаосе, были изображены подвиги Геракла.


Подвиги Геракла. Метопа храма Зевса. 460-456 гг. до н.э. Мрамор. Олимпия. Музей
Гесперида, Геракл, Атлант.
Метопа храма Зевса
в Олимпии.
460-456 гг. до н.э.
Мрамор. Олимпия. Музей.

Западный фронтон храма Зевса в Олимпии. I половина V в. до н.э.

Фрагмент
западного фронтона
храма Зевса в Олимпии.
I половина V в. до н.э.
Мрамор.
Олимпия. Музей.


Аполлон
Западный фронтон
храма Зевса в Олимпии.
470—456 гг. до н.э.
Мрамор. Олимпия, Музей.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.