Цинкография.
9 ноября 1898 года вышел первый, сдвоенный номер журнала «Мир искусства». Он был задуман как кафедра для пропаганды новых эстетических идей, с которой звучали бы актуальные для русской культуры мысли о необходимости свободного развития искусства. В статьях и подборках иллюстраций журнал широко освещал развитие современного искусства в стране и за рубежом. Талант Дягилева-организатора полностью реализовался в новом проекте. Он не просто привлек друзей к работе в журнале, но блестяще использовал их интеллектуальный и профессиональный потенциал, правильно распределил силы сотрудников. Вместе с ними он рос как художественный критик и журналист, постигал тайны полиграфии, формировал журнал, рассчитанный на художников и интеллектуалов.
С самого начала предметом особых забот редакции «Мира искусства» было оформление и полиграфическое исполнение журнала. В этом смысле он открывает собой новую эпоху в истории русского книжного искусства.
Коллективными усилиями Дягилев, Бакст, Бенуа, Лансере, Сомов, Добужинский разработали концепцию журнала, выбирали его формат и толщину, рисунки обложек, титулов, заставок, заботясь о красоте шрифтов, их соотношении с графикой надписей и иллюстрациями. Был принят принцип сменных годовых обложек, рисованных разными авторами – Сомовым, Лансере, Бакстом. Созданное каждым остро индивидуально и едино в своей стилистике модерна, в любовном отношении к выразительности линии и глади листа, в ощущении журнала как «целого», живого организма.
Мастерство Сомова-рисовальщика ярко проявилось в обложках, виньетках, концовках для журнала «Мир искусства», коих он сделал немало. Это плоскостные, как бы лишенные объема рисунки, выполненные одними контурными линиями и без штриховки, заполняющей объем. Орнамент в основном растительный; причудливо сплетенные гирлянды листьев с прячущимися в них цветами легки и изящны. Рамки для обложек увенчаны навершиями, где красуются корзины с цветами и стерегущие их амурчики с луками и стрелами. Шрифтовые элементы обложек и титульных листов рисованные. К типографским шрифтам Сомов обращался неохотно. Любил затейливый курсив, украшенный завитушками.
Все эти рисунки для «Мира искусства» были стилистически близки к обложкам и орнаментике альманахов пушкинской поры — стилизация, несомненно, сознательная. «Художник, способный так увлекаться отдельными линиями, — писал о Сомове Александр Бенуа, — такой художник должен фатально обладать уменьем и комбинировать их, созидать из них новые творения, не встречающиеся в природе, — иначе говоря, орнаменты, украшения, словом все то, что принято называть декоративным искусством».
Фейерверк (1922 г.) | Зима. Каток (1915 г.) | Портрет М.Г. Лукьянова (1918 г.) |