1915 К.А. Сомов Зима. Каток.

Зима. Каток (1915 г.)

Холст, масло.

От театральной и фееричной «Итальянской комедии» Сомов переходит к картине жанровой — «Зима. Каток» (1915, Гос. Русский музей), но жанровой «по-сомовски». Он обращается к прошлому, и это чувство прошлого придает пейзажу «обаяние яркой и все-таки отзвучавшей сказки» (С. К. Маковский). Зимний вечер с синими тенями на снегу и зелеными отблесками на гладкой поверхности льда, вечереющее зеленоватое небо с клубами быстро бегущих золотисто-розовых облаков, самый мотив заката создают лирическое, немного тоскливое и вместе с тем праздничное, будоражащее на¬строение. А на катке — несколько фигур, среди которых в первую очередь привлекает внимание юная пара на коньках. Счастливые, румяные, улыбающиеся лица, легкие, грациозные движения. Но, глядя на лицо девушки, замечаешь его кукольность, что привносит особый, чисто сомовский, аспект в изображенную сцену. Стилизованные фигуры напоминают оживших марионеток. Сомов выделяет их как главных действующих лиц картины, поместив в центре — в просвете двух столбов ограды, образующих своеобразную арку над ними. Ритмичное движение, параллельное движению облаков, уравновешено встречным движением трех других фигур. Сомов подробно рассказывает о каждом из действующих лиц. Здесь он разговорчивей, чем обычно, хотя, как уже отмечалось, и в другие свои картины он вводит второстепенные персонажи.

Но Сомов не просто рассказывает, а и иронизирует над некоторыми из катающихся или пришедших на каток. Так, например, немного забавен и неловок сидящий на скамейке молодой человек. И уже совсем не смешным, а жалким выглядит тот, что так неудачно растянулся на льду и лежит в некрасивой позе, а над ним лукаво подсмеивается его дама. Может быть, работая над картиной, Сомов вспомнил любимых им «малых голландцев» и попытался дать свое представление о зимней забаве людей. Но, в отличие от них, он вводит в картину тревожную ноту. Эта небольшая ретроспективная сценка, несмотря на свой бытовой, веселый сюжет, проникнута грустным настроением. Кажется, что еще немного — и погаснет закат, парк и каток погрузятся в тень и забавные, веселые человечки исчезнут навсегда. Все начинает восприниматься не как реальный быт прошлого, а, скорее, как ретроспективное «видение», вызванное волей художника. В этом нельзя не видеть отголоска символизма. В картине звучит свойственное многим произведениям Сомова чувство безвозвратной утраты ушедшего в вечность прошлого. Это чувство никогда еще так остро не выражалось Сомовым, как в картине «Зима. Каток». Она при¬надлежит к последним серьезным произведениям Сомова на ретроспективную тему.


Похищение (1896 год)

Русский балет (1930 год)

Мальчики









Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.