1908 К.А. Сомов Осмеянный поцелуй.

Осмеянный поцелуй (1908 г.)

Холст, масло.

Элементы чувственности и иронии присущи и одной из лучших картин художника этого периода—«Осмеянный поцелуй» (1908, Гос. Русский музей). Сомов снимает покров светскости со своих «героев», показывает истинную природу людей, охваченных любовным порывом. Молодой человек откровенно грубоват в проявлении своих чувств. Спрятавшись от глаз посторонних за боскетом, молодые люди уединились, сидя на скамейке, но какое отличие от иллюстрации в «Книге маркизы», где целующиеся словно навечно застыли в своих жеманных позах! В «Осмеянном поцелуе» действуют отнюдь не марионетки — для этого они слишком темпераментны и полны жизни.

Однако они не остались незамеченными. Их поцелуй осмеян двумя выглядывающими из-за кустов забавными человечками, и не только ими, но и художником. Само название картины включает определенную иронию. Сомов иронизирует, но вместе с тем любуется комизмом ситуации и больше всего живой непосредственностью проявления отнюдь не лирических эмоций. Картина далека от «Поцелуя украдкой» Фрагонара, где нет иронии, как нет и откровенной чувственности. Такая пара, которую изобразил Сомов, была бы немыслима в лирическом пейзаже. В «Осмеянном поцелуе» ему не хотелось раскрывать душу, это противоречило бы избранной теме. Не лирики добивался он, а праздничного, эффектного блеска, и надо сказать, что такого великолепия зелени Сомову не всегда удавалось достичь. В работе над картиной им был использован превосходный этюд «Боскет» (1901, Гос. музей Татарской АССР, Казань), написанный маслом с натуры, удивительно сочный и свежий, а также очень красивая акварель «Радуга» (1908, Гос. Третьяковская галерея). По сравнению с этюдами картина стала более декоративной, зелень — более яркой, реальной и одновременно фантастичной.

В это по-сомовски сложное царство зелени дерзко врываются красные, геометрически правильные гравиевые дорожки. И как почти всегда — яркая полоса радуги над омытой дождем наивно-зеленой полянкой, на которой — женщина с мячом и ракеткой в руках и в изумлении уставившийся на радугу мужчина. Вся эта сцена видна в прорыве между боскетами. Подобный прорыв пространства в глубину и введение второстепенных дополнительных персонажей, непосредственно не связанных с главными героями картины, характерны вообще для ретроспективных жанров Сомова.

Сомов всегда был мастером «сочинения», логично построенной композиции, хорошим режиссером, умеющим отвести каждому из персонажей единственно принадлежащее ему место. В «Осмеянном поцелуе» эти качества таланта художника налицо. Если вспомнить его ранние произведения, в особенности его «Вечер» (1902), то картина «Осмеянный поцелуй» покажется рядом с ними более реалистичной, свободной от откровенной стилизации. Бенуа назвал «Осмеянный поцелуй» «драгоценнейшей жемчужиной», «целым заколдованным миром».


Портрет С.Д. Михайлова (1900-1910 гг.)

Автопортрет (1898 г.)

Обложка журнала Мир искусства (1900 г.)









Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.