1900 К.А. Сомов Пашня.

Пашня (1900 г.)

Масло, картон.

Лето 1900 года Константин Андреевич проводит лето в Силамягах на берегу Финского залива близ Нарвы. "Здесь большое разнообразие пейзажа, море, обрывы, зелень лиственная, еловая, роща у самого моря, много полей со стадами коров и баранов, есть еще извилистая речка с берегами, поросшими ветлами", - пишет Сомов сестре.

Известное дачное место с морскими купаниями и чистым воздухом располагалось в полуторастах километрах от столицы, живописные ландшафты привлекали многих художников на эти берега. Несколькими годами раньше Сомова в Силамягах создал несколько пейзажей художник-передвижник Николай Дубовской. Сомовым здесь были написаны "Роща на берегу моря", "Перед заходом солнца", "Вечерние тени" и картина "Пашня", исполненная маслом на картоне в характерной для художника манере. Сильно вытянутый по горизонтали формат придает пейзажу панорамность и даже эпический размах, несмотря на небольшой размер картины. Здесь встречается излюбленная автором точка зрения сверху вниз, которая дает возможность ощутить обширность пашни, обрамленной со всех сторон зеленью деревьев и кустов. "Поэтичность характерного русского привкуса" видел в пейзажах Сомова Александр Бенуа. Верно замечено, что сомовские пейзажи словно увидены из окна барского дома, в них непосредственность восприятия конкретного мотива сплетается с изощренным художественным решением. Точно найденное соотношение теплых и холодных тонов, равновесие между широко написанной гладью вспаханного поля и сложно выписанного кружева листвы - все это еще раз подчеркивает изысканный и безупречный вкус Сомова, с блеском проявившийся в небольшой работе.


Свидание (1896 год)

Дама с собачкой (1903 год)

Деревья (1897 год)









Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.