Главная > Переписка > А.Н. Бенуа 1897 год > А.Н. Бенуа 1897 год (2)


А.Н. Бенуа. Страница 2

1-2-3

Бартельс1 плох, надоел ужасно, недурна его “Старуха в комнате” (собственность Ратькова), нет, даже, пожалуй, хороша, но есть тут же и дрянь, как, напр., “Девочка среди лиловых цветов” (видел?). Ленбаха2портреты слишком небрежны, и есть поза на такого grand maitre'a (большого мастера — по-французски), что все, что бы он ни плюнул, будет хорошо. Письмо замученное, грязное и без краски. Впрочем, не знаю, видел ли ты, на выставке есть его портрет с Липгарта3 18 в молодости, pastiche (подражание — по-французски) на Ван Дейка очень красивая (масло).

Теперь перечту тебе то, что мне понравилось: во-первых, два бесподобных листа из турнира Менцеля: 1) Карусель ночью при Фридрихе Великом. Черное небо с иллюминованными плошками арками и всадники в пышных армюрах, почти силуэтами, скачут на конях с копьями в руках. 2) Раздача наград после этой карусели. Вечер; фон: ярко-красная бархатная ложа и такие же ковры, множество фигур, свет передан великолепно и хороша сама сцена.

В общем же эти 11 гуашей не есть лучшее, что мог сделать Meнцель, они все сухи, нарисованы не по-менцелевски и резки в красках. Еще бесподобен его маленький акварельный портрет майора Лейтгольда (знаешь, бритый старичок с хитрым лицом и сигарой в руке, есть снимок в его большом увраже?).

Потом великолепный вечерний вид в Шотландии, весь рыжий-лиловый, горы отражаются в реке, самая серьезная пейзажная вещь на выставке Филиппа Колена Бента. Потом: 3 вещи Лейстикова4, но не лебеди его, помнишь? Один Дилль5 (Ивы в воде). Но вообще он фабрикант-художник и скоро может приесться. Далее: Остен Броун6, одни обои Крэна7, один Клаузен8 (желтый закат после дождя). Закаты Омонье9 и Коутса10. Уистлер, нахал страшный, прислал помарочки и продает их за тысячи. Портретом у него называется два-три мазка в “soft tones” (полутоне — по-английски) и вот все. Правда, мазки эти пикантны. Недавно открылась выставка Академии художеств11. И я с удовольствием смаковал некоторые из твоих вещей. Безусловно хороши: 2 человека на зеленой площадке, окруженной домами; великолепны романтические похороны; часть готической церкви на фоне, да желто-розовое небо. Обе весны мне ужасно нравятся по мысли, да и вообще, только розоватая плохо нарисована, а желтоватая немного замучена и засушена. Я бы советовал тебе еще повторить и еще в большем виде и сильнее. Знаешь ли ты, что желтоватую “Весну” купил Третьяков12? Ты очень нравишься (я говорю, конечно, о художниках, преимущественно молодых, на тебя водят показывать). Твои вещи висят в одной комнате с Альбером и, бедный он, как твое соседство ему мешает! Вообще же выставка скучновата, хотя прилична, нет неприличия.

Передвижная13 тоже открылась. Скука и отсталость бестактная: больных, умирающих, сельских школ и тому подобных передвижнических картин сколько угодно. Больной Левитан прислал немного этюдов, среди которых есть хорошие, но куда до уровня его прошлогоднего! Васнецов Апол. пошел назад, повторяется, только жиже. Нестеров ужасно упал. Две большие вещи его куда слабее прошлогодней. Одна — это триптих “Труды св. Сергия” a la Puvis de Shavannes (в духе Пюви де Шаванна — по-французски), но еще напоминает по впечатлению и манерности его акварели к Храму Воскресения бывшие на акварельной выставке. Другая картина — “На горах” — очень могла бы быть хороша по идее. На ужасно высоком месте стоит дева в старорусском костюме, в руках держит пучок красных цветов или ягод, под ногами растут странные, как бы сибирские цветы. За ней ужасно низко стелется a vol d'olseau (с птичьего полета — по-французски) далекий северный серый пейзаж с извивающейся между островами рекой, на горизонте далекие леса. Но фигура девушки отчаянно пошла, поза неинтересно-манерна, лицо, как у его плохих ангелов, с каким-то телячьим выражением. На обеих картинах пейзажи вдвое слабее прежних, сделаны уже по шаблону и это так и бросается в глаза. Серов таких два плохих портрета выставил, что все удивляются. Репинский Вержбилович совсем гадкий портрет, так же и портрет княгини, и не похож кроме того. А если б ты знал, какой хлам выставили Ярошенко и Мясоедов, Маковские и т. д. Переплетчиков и Остроухов плохи, Архипов тоже плох.

Ну, надоело писать о выставке.

Мое житье идет себе, как всегда, вяло; теперь я пишу два портрета и рисую “le nu” по вечерам в товарищеском кружке. Я очень устаю за последнее время и работаю без увлечения, даже с усилием. Хочется отдохнуть, но, в сущности, от чего? От работы, было бы смешно сказать, ибо я никогда много не работаю, а в особенности за последнее время. Теперь, пожалуй, я даже слишком устал, чтобы переселиться в Париж и сразу начать кипучую, деятельную жизнь. Надо подождать до весны. Может быть, это действие предвесенней грозы и туманных весенних петербургских дней? Читаю очень мало, до невозможности. Театр и концерты надоели по горло, хотя все-таки шлялся, все не интересно и обыденно было, но я скучаю и в хороших. Так на днях слушал Мессу — божественную музыку Генделя, но не хватило внимания слушать ее всю подряд без перерыва <...>

Я с большим удовольствием сижу один и с ошибками выколачиваю на рояле какую-нибудь старинную чепуху или не чепуху, как, например, за последнее время чрезвычайно мне нравящуюся, идеально красивую музыку per drama Seb. Bach'a “Phebus und Pan” (“Феб и пан” — по-немецки). Это божественно красиво, а недостатки собственного исполнения добавляю в воображении какими угодно декорациями, флейтами, гобоями и голосами по своему вкусу. Видаюсь по-прежнему, не слишком часто, впрочем, с Валечкой14, Нуроком15 и Бакстом16 <...>


1 Бартельс Ганс, фон — немецкий пейзажист.
2 Ленбах Франц, фон (1836 — 1904) — немецкий портретист, работал в различных манерах, заимствованных у старых мастеров.
3 Липгарт Эрнест Карлович (1847 — 1934) — художник-портретист, работал в России, сотрудник Эрмитажа.
4 Лейстиков Вальтер (1865 — 1908) — немецкий художник, представитель берлинского “Сецессиона”.
5 Дилль Людвиг (1848 — 1910) — немецкий художник, представитель мюнхенского “Сецессиона”.
6 Броун Остен — шотландский пейзажист.
7 Крэн Вальтер — английский художник, примыкавший к прерафаэлитам, автор трудов по вопросам графики и прикладных искусств.
8 Клаузен Г.— английский пейзажист и жанрист.
9 Омонье И. — английский пейзажист.
10 Мики Коутс — шотландский пейзажист.
11 Речь идет о выставке Общества акварелистов, брат А. Бенуа, Альберт Николаевич, был председателем этого Общества.
12 На весенней выставке П. М. Третьяков приобрел акварель “Огороды” 1897 г. и “Кладбище” работы А. Бенуа.
13 XXV Передвижная выставка 1897 г. в Петербурге открылась 2 марта в залах ОПХ.
14 Нувель Вальтер Федорович (1871 — 1949) —близкий друг Сомова, его соученик по гимназии Мая. В журнале “Мир искусства” специализировался по музыкальному разделу. Постоянный сотрудник Дягилева за рубежом и его биограф.
15 Нурок Альфред Павлович (1860 — 1919) — один из основных членов редакции и автор статей в журнале “Мир искусства”. Печатался под псевдонимом Силен. Был одним из организаторов “Вечеров современной музыки” в Петербурге. Служил ревизором Государственного контроля по департаменту армии и флота.
16 Бакст Лев Самойлович (Розенберг) (1866 — 1924) — живописец, график, театральный художник, педагог, один из ведущих деятелей “Мира искусства”. Работал в антрепризе Дягилева и был известен в Западной Европе и Америке в 1910 — 1920-е гг.

1-2-3


Годовое собрание членов Мира искусства (3 марта 1914 г.)

Ночной Берлин

Спящая молодая женщина (1909 г.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.