А.А. Михайловой. Страница 10

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12


Нью-Йорк,
7 ноября 1924 г.

<...> На днях показывал Карсавиной твои работы, они ей страшно поправились, но, увы, она ничего не купила, даже цен не спросила. Она у нас обедала и всех очаровала своей красотой, молодостью, простотой и ladylike'ством (породистостью — по-английски). Ее нашли first class (первоклассной — по-английски). И ей все наши очень понравились, Елена в особенности <...>

Вчера я был на концерте Цецилии Ганзен <...> Сидел в ложе с Тамарой Платоновной и, как ты думаешь, с кем? Со стариком Ауэром1. Ему 80 лет, но очень еще бодр <...> Т. П. меня с ним познакомила. Его судьба такая: он попал за границу с одной скрипкой в руках, потом был в Швеции, 3 года тому назад приехал сюда. У него здесь 3 — 4 ученика, сделавшихся первоклассными знаменитостями и богачами. Они сложились и подарили ему дом и деньги на содержание. Это Яша Хейфец, Миша Эльман2 и двое других, имен не помню. Хорошо ведь! Вот жаль, у меня нет учеников!

<...> Сегодня я был опять в тон грандиозной студии “Lasky”3, которую я тебе уже описывал. Было очень интересно — ставили сцену бала при дворе какого-то фантастического владетельного князя, не то в Австрии, не то в славянских странах, по пьесе Мольнара “Сван”4. Построен чудный роскошный зал с колоннами, позолотой, фресками, гобеленами. Статисты замечательно красивые и родовитые. Например, две разорившиеся австрийские баронессы, из которых одной 75 лет и она совсем как пиковая дама, другая стройная и молодая. Красавица — какая-то русская княгиня, сделавшаяся танцовщицей и кинематографисткой. Тут же и немки и американки. Масса русских среди актеров <...> Главную роль принца репетировал и потом играл восхитительный актер Адольф Менжу, француз, родившийся здесь. Он так много слышит русской речи, что без всякого акцента говорит несколько фраз и часто очень неприличных, так как языка не понимает, его нарочно подводят. Атмосфера какого-то фантастического сна <...>



Нью-Йорк,
10 ноября 1924 г.

<...> У нас идет 3-я выставка в Сен-Луи, первая была в Лексингтоне, вгорая в Луисвилле. Пожалуй, ты и не слышала, что существуют такие города. И успешно, так как в 2-х первых городах было продано 4 картины <...>

Был третьего дня у Рахманиновых <...> Женя и я помогли им распределить купленные ими картины. У них скучновато, но очень сердечно и просто они принимают. У них уютный дом-особняк, они его верно продадут скоро, так как собираются переехать на жизнь в Европу <...>



Нью-Йорк,
21 ноября 1924 г.

<...> Я в последние дни в очень скверном и нервном состоянии духа. Неожиданно для меня произошло то, что мне теперь будет отравлять жизнь здесь: собрание художников в Москве назначило меня руководить делами американской выставки в отсутствие председателя нашего комитета Виноградова, находящегося в Риге и заболевшего. Виноградов по распоряжению Московского особого комитета был принужден отнять доверенности от Евгения Ивановича и Гришковского и вручить их мне совместно с д-ром Дубровским, представителем здесь СССР. Евгений Иванович был, так сказать, спинным мозгом всего нашего дела. Гришковский ему помогал и заведовал очень удачно продажами. Теперь с их отстранением вся тяжесть падает на меня. Можешь представить, что я буду делать со своей непрактичностью, неумением вести дела, ненаходчивостью. Евг. Ив. конечно будет помогать мне советами, но принимать участие он не может, так как ему надо будет искать другого дела — у него нет денег и надо поскорее искать заработка. Он будет, конечно, очень занят. Мне кажется, Виноградов из-за своей болезни совсем не приедет сюда. Все это меняет мою жизнь к худшему — во-первых, мне не придется отдаться своей обычной работе — живописи. Во-вторых, я буду в постоянной тревоге. Ну что же делать, коли такая моя судьба! Сейчас происходит передача доверенностей и дел и архива от Ев. Ив. и Гришковского мне и другому члену Выставочного комитета. Наши выставки в провинции блестяще налажены — их две, поехавшие в разные стороны — одна в 7 городов, другая, кажется, в 8. С одной путешествовал Гришковский, с другой должен был Ев. Ив. Их вернули и теперь надо будет подыскивать других лиц из американцев.

Американцы, мы это знаем по опыту, не будут в состоянии продавать и показывать картины, как это делали наши русские. Вообще выставки грозят сразу заглохнуть. Наличных денег очень мало, они скоро могут иссякнуть, если повести дело неправильно и если перестанут продаваться картины. Вот какие грустные наши дела. Но ты за меня не волнуйся. Во всяком случае, я объявил здесь, что я на могу посвятить всего своего времени этому делу, что я художник и что мне необходимо работать.

<...> Дела мои пока не блестящи, за одну исполненную работу уже 3-ю неделю не могу получить денег. Портретов никто не заказывает. Вообще вижу, что здесь ни славы, ни денег я не получу. Уж очень я непрактичный и неумелый человек, не люблю лезть и себя рекламировать <...>


1 Ауэр Леопольд Семенович (1845 — 1930)—скрипач-виртуоз.
2 Хейфец Яша (Иосиф Робертович; род. 1901) — скрипач. Эльман Миша (Михаил Саулович; род. 1891) — скрипач.
3 Ласки Джесси (род. 1880) — американский продюсер
4 Мольнар Ференц (1878—1952) — венгерский драматург.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12


Наталия Павловна и граф Нулин (1899 год)

К.А. Сомов. 1920 год. Портрет А.А. Сомовой-Михайловой.

В лесу (1914 г.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.