Главная > Переписка > А.А. Михайловой 1925 год > хороший конец — делу венец


А.А. Михайловой. Страница 2

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12


Нью-Йорк,
28 января 1925 г.

Анюточка моя! Сегодня я радуюсь, сижу дома утром и отдыхаю: вчера кончил портрет! Были маленькие смотрины, приехали Елена, Женя и одна молодая дама, Клеопатра по имени1. Портрет имел большой успех! Значит, “end is good, all is good” (“хороший конец — делу венец” — по-английски) <...> Портрет мой в конце концов вышел довольно приличным и элегантным, он хуже Елениного, но гораздо лучше, чем все мои прежние портреты Генриетты, Фимы (Е. Носовой) и Маргариты Давыдовны (Карповой). Все же за эти годы я сделал какой-то шаг вперед. Но намучился я довольно. Было 50 сеансов вместо 25, как я сказал вначале <...>

Наши художественные выставки при новой дирекции стали тоже кое-что продавать. На днях я узнал, что продано было картин на 2500 <...>

Вчера читал поздно ночью стихи Тютчева — я их так мало знал раньше. Там много прелестных лирических стихов, прямо идущих в душу. Я думаю, ты была бы от них в восхищении. Ведь ты тоже не знаешь его! Многое тебе покажется таким близким, своим. Почитай. Ты найдешь в них для себя девизы <...>



Нью-Йорк,
4 февраля 1925 г.

<...> Третьего дня вечером в Eolian Hall был концерт Н. Метнера2, на который нам прислали билеты <...>

Здесь уж такой обычай, надо играть в Нью-Йорке во что бы то ни стало для реноме и чтобы получить ангажементы в провинцию. Вся аудитория была даровая и дружественно настроенная. Рахманиновы и мы роздали билеты кому только было можно. Он имел хороший успех и ему много аплодировали. Были только одни его сочинения <...> Сочинения Метнера очень интересны. Конечно, он из второклассных, далеко не гениальных, но все же настоящих композиторов <...>

30-го, в пятницу, утро провел в музее, где рассматривал внимательно Рембрандта (их здесь около 15), французов и англичан 18 века, Моне, Курбе и других современных французов <...> 29-го был днем на концерте пианиста Боровского3, который играл очень блестяще технически, но несколько сухо и без чувства. Играл сначала красивые вещи Баха, потом современников французов и русских. Играл карнавал (масленицу) из “Петрушки”, переложенную для рояля самим Стравинским. И очень удачно — но зато, верное чертовски трудно <...>


Нью-Йорк,
5 февраля 1925 г.

<...> На днях у меня будет репетиция с Т. С. Рахманиновой. Мы будем петь дуэты и потом соло. Она начала только что брать уроки пения. Что из этого концерта выйдет, я не знаю. Мой голос, наверно, окончательно заржавел <...>


Нью-Йорк,
17 февраля 1925 г.

<...> С ужасом вижу, как пролетело полторы недели, что я не писал тебе! <...> Всю эту неделю я работал портрет одной молодой дамы 1. Я тебе уже писал, что поставил себе задачей написать портрет непременно в неделю, не больше, не меньше, считая сеанс в 3 часа.

<...> И представь себе я вчера на 8-м сеансе портрет закончил <...> Этот портрет четырехугольный, по пояс. Сидит она в черном суконном платье с красно-карминным тоже суконным воротником и такими же отворотами на рукавах. Руки в черных шведских перчатках, на одном плече красно-рыжая с серыми разводами шаль. На голове черный бархатный трикорн. Лицо вышло и похоже и непохоже. Дама улыбается <...> Это, конечно, не заказ и портрет останется в моей собственности <...> Я получил от моей модели букет прелестных роз, банку пьяных вишен и... ! ливерной колбасы к завтраку <...> Вообще эта “дамочка” прелестный человек, простой, веселый, не глупая, хотя мало культурная и в высшей степени bonne enfant и bonne camarade (хороший ребенок и хороший товарищ — по-французски), зовут ее Патти, уменьшительным от Клеопатры <...>

Заходил как-то к Белле (Венгеровой) — между прочим, сегодня она придет ко мне на файф о'клок. Она недавно играла концерт Шумана с оркестром в Детройте и имела превосходный успех, ее 6 раз вызывали, а музыканты в оркестре стучали смычками в знак одобрения. При этом это был успех настоящий, никого из друзей, ни знакомых в этом городе не было. Так что наша Изабелла очень счастлива.

В понедельник 9-го вечером у меня была рисовальная школа: сидела для рисунка головы Елена (Сомова), рисовали я, Женя (Сомов) и Танечка (Рахманинова), а я был профессором. Моими объяснениями были очень довольны. Танечка сказала кому-то, что я превосходно объясняю <...>

Воскресенье 8-го нас пригласили Рахманиновы в свою ложу на концерт Крейслера. На этот раз он играл хуже, в особенности в начале. Успех же он имел колоссальный, публика не разбирается в тонкостях его игры — он давно уже кумир, и как бы он ни играл — всегда успех и все билеты проданы за месяцы. И программы его концертов теперь несколько дешевы, он играет все переложения и много пьес салонного характера. Все же тон его превосходен и настоящий музыкальный темперамент <...>


1 Животовская Клеопатра Матвеевна (Патти) — подруга Е. К. и Е. И. Сомовых.
2 Метнер Николай Карлович (1880 — 1951) — композитор и пианист.
3 Боровский Александр Кириллович (1889 — 1968) — пианист.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12


Итальянская комедия. Фрагмент (1914 г.)

Портрет Б. Снежковского (1934 г.)

Свидетельство (1903 г.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.