А.А. Михайловой. Страница 8

1-2-3-4-5-6-7-8-9

Гранвилье,
14 ноября 1926 г.

<...> Я эти дни опять провел в чтении — все еще не могу вдохновиться на работу — прочел замечательно интересную и беспощадно написанную биографию “Queen Victoria” Lytton Strachey1 (“Королева Виктория” — по-английски). Книгу, произведшую несколько лет тому назад сенсацию в Англии и Америке. Автор ее американец. По его биографии Виктория выходит препротивной — ограниченная, властная, преданная строгому этикету, не начитанная, сентиментальная, без всякой имажинации, но правдивая и честная. Страшный враг женской эмансипации и прогресса. Интересна фигура ее мужа — Prince Consort'a, который умер молодым и в которого она была влюблена <...>


Гранвилье,
21 ноября 1926 г.

<...> Уже поздно, сижу один, все спят, в комнате тепло и тихо;

лунная ветреная ночь, ставни закрыты. Только что прочел несколько глав из “Vie de List” Pourtales'a (“Жизнь Листа” Пурталеса — по-французски)2. Какой прекрасный, чудесный облик. Какая жизнь и какое время, какие люди. Живы еще Бетховен и Гёте. Потом Вагнер, Гейне, Берлиоз, Мюссе, Бальзак, Россини (неразб.) Ж. Занд, Рашель <...> Беттина Арним, Гюго, Сен Бёв, Ламене — всех не перечислишь. Город Веймар! Что наше время и наше человечество в сравнении с теми. Мне стало грустно, когда читаешь книги, не можешь отделить себя от них. Что я, кому я нужен? Как тускло я живу. И для чего? Вот какие мысли у меня. Такова, значит, судьба. И все прошло! <...>

25 ноября <...> Вчера я долго любовался заходом солнца. Вид совсем не зимний. Кругом ярко-изумрудные поля. Новые всходы <...>

<...> Вчера, наконец, раскачался и начал работать. И вчера же почувствовал себя лучше. Все же в работе есть какое-то забвенье — хотя свою работу я и не люблю, не нравится она мне никогда.

<...> В Париже блистал 3 недели русский Художественный театр с Германовой. Я жалею, что пропустил их. Говорят, она была восхитительна в


Париж,
7 декабря 1926 г.

<...> Вчера я обедал в первый раз в этом году у дочерей Сергея Васильевича. Встретил там Бунина, с которым не встречался лет 15. Познакомился с его женой3, очень славной и бывшей, верно, красивой. Не читала ли ты его “Митину любовь”, прелестный рассказ! Говорили о книгах, о литературе <...>


Гранвилье,
12 декабря 1926 г.

<...> Я тебе обещал написать о выставке Шуры (Бенуа). Устроена она была великолепно в очень хорошем, лучшем для выставок доме у Шарпантье. 2 зала и две небольших комнатки, в которых были размещены более 200 нумеров. Выставка превосходна, разнообразна и охватывает почти все периоды художника. Отдел театральный очень полный и занимательный, потом Версаль, Лугано, Бретань, Венеция, Петербург 1920 — 21, разрушенный и поэтичный, Петергоф, Гатчина, интерьеры этих дворцов, русская деревня, Крым. Успех очень хороший, много посетителей и много продаж <...>

Последний раз, когда я был у своего издателя, он мне показал два пробных оттиска моей “Манон” — я был скорее доволен — есть, конечно, разница между оригиналом и воспроизведением, но все же очень хорошо, особенно ввиду сложности моих акварелей <...>


Гранвилье,
17 декабря 1926 г.

<...> Посылаю пробный оттиск портрета Манон, который будет помещен как фронтиспис книги. Мне интересно твое драгоценное мнение, но, конечно, только совсем откровенно. Оригинал в полтора раза больше этого снимка, воспроизведение очень недурно, но, конечно, немного грубее в смысле контуров, краски же переданы замечательно верно <...> На оригинале выражение лица Манон несколько нежнее и невиннее, чем на воспроизведении <...>

Задумал написать довольно большую масляную картину, пейзаж с фигурами и радугой — ты будешь смеяться и, может быть, осуждать, что я до сих пор так верен этой семицветной красавице! Но мне до сих пор кажется, что я ни разу еще не передал настоящую легкость, прозрачность и небесную красоту этой дамы! <...>


Гранвилье,
19 декабря 1926 г.

<...> Поздравляю тебя с праздниками! Будет ли у тебя малюсенькая елка? 25-го рождение мамы, вспомним ее в этот день. Я часто думаю, что я при жизни ее недостаточно ценил ее, да и ты, может быть? Как она нас любила и всем для нас жертвовала. Нас, может быть, раздражал ее нервный характер и ее вечно мятущаяся душа <...>


1 Литтон Страхей (1880 — 1932) — английский критик и биограф.
2 Пурталес Ги, де (1884 — 1941) — французский писатель, автор биографических романов.
3 Муромцева Вера Николаевна — жена И. А. Бунина, писательница.

1-2-3-4-5-6-7-8-9


Итальянская комедия (1914 г.)

Жадная обезьянка (1929 г.)

Волшебство (1898-1902 г.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.