А.А. Михайловой. Страница 3

1-2-3-4-5-6-7-8-9

Париж,
22 апреля 1928 г.

14 апреля. <...> Днем ходил на выставку Мане — 45 вещей и среди них очень много интересных и прекрасных. Вечером — канун Пасхи — думал поехать в церковь, Сергиевское подворье, где художник Стеллецкий расписал стены,— я их еще не видел <...>

19 апреля. <...> Я работал, но опять неудачно, делал маленький интерьер с натюрмортом на столе и обезьянкой. Мял, мял акварель и среди дня бросил! Бывают такие дни невезения <...> Вечером <...> я при лампе опять стал рисовать. Дело пошло сразу на лад — я начал новую композицию — даму 60-х годов с собачкой в зимнем пейзаже. И так проработал до часу ночи <...>


Париж,
1 мая 1928 г.

<...> А я эти дни в сборах: еду на несколько дней на выставку <Брюссельскую>. Поеду 3-го, а сижу уже в калошах — это я унаследовал от тети Паши! <...>

22 апреля. <...> прошел пешком через весь Париж <...> к Юре (Черкесову) <...> у Юры были гости: родители, Валечка, Бушен и Эрнст, Зина с дочкой Катей <...> и старинный общий их друг Шарль Бирле. Было приятно и разговоры были интересные и полные смысла, что теперь редко бывает на собраниях. И Шура и Валечка в этом смысле first class (первый класс — по-английски). Я давно не проводил такого интересного вечера <...>


Париж,
13 мая 1928 г.

<...> Вот я вернулся с выставки! Она по всем отзывам очень удачна, все от нее в восторге. Твой покорный слуга тоже не ударил лицом в грязь — его хвалят. Продал он всего одну вещицу — миниатюру, но надеется, что это не все. А иначе было бы грустно. Изображает она даму 18 века под вуалеткой с собачкой на руках и смотрится в зеркало, профиль силуэтом, и фас в зеркале, а зеркальная рама делает как бы обрамление всей картинке <...> Все картины повешены очень хорошо. Помещение великолепное. Зинаида <Серебрякова> продала, по счастью, 4 вещи, что ей очень поможет в ее почти хроническом безденежном положении. Я видел попутно два-три великолепных музея старой живописи, такие дивные вещи, что ужасти! К сожалению, мимо этих шедевров пришлось скорее прогалопировать, чем их рассматривать с чувством, толком, расстановкой <...>

Вчера я был на вернисаже 2-й посмертной выставки Бакста — она менее интересна, чем первая, но все же на ней есть несколько превосходных вещей. Я встретил там его сына Андрюшу1, который меня прогидировал через всю выставку, давая объяснения. Оказывается, многие вещи были сделаны не самим Бакстом, а его помощником, и он их только проходил. Было у него 3 ателье, одно для себя и два для его помощников <...> Вчера же я попал на выставку Бориса Григорьева, который во что бы то ни стало хочет быть парижанином и делает свои картины — конечно, не искренне — а ля Утрилло, Вламинк и др., которые теперь в огромной моде. Кажется, переоделся полотер или банщик в модный французский костюм. Свой чудесный талант разбазаривает. Впрочем, очень профитирует: приглашен на 3 года на большое жалованье преподавать в Академии в Чили! Он невыносимо нахален и только его жена его несколько обуздывает. Считает себя первым художником на свете <...>


Париж,
21 мая 1928 г.

<...> Как ты “обожаешь” способ писания a la diary (дневника — по-английски), то вот я и начну: <...> 15 мая <...> читал о Diable'e. Etude historique et critique (О дьяволе. Этюды исторические и критические — по-английски). Много интересного и даже вдохновительного для моих будущих тинтинок: описание шабаша, о наваждениях при посредстве восковой куклы <...> Описание, как “выглядывал” дьявол, и все подробности его тела <...>

Получил письмо и от кого же! От старухи2, которая, я думал, давно уже лежит в могиле. От матери die Dame in Blau (Дамы в голубом — нем. ). Просит посетить <...> Не видел ее лет 20! <...> Думал застать совершенную развалину, глухую и слепую, но, несмотря на ее 77 лет, она бодра, всем интересуется, одна гуляет и... даже делает гимнастику! <...> Играет на рояле! “Подумайте!”, как говорится у Чехова. Живет она со своей дочкой, вдовой Милочкой, у которой 5 человек детей <...> Живут в очень бедном отельчике и дочь работает прислужницей в ресторане <...> Очень меня звали <...> но мне так тяжело поддерживать отношения с того света! <...>

16 мая. Днем ходил на выставку Николя де Ларжильера, пышного портретиста Louis 14-го. Собрано до 120 его портретов. Мне это было очень поучительно, как портретисту (скверному!). Некоторые его портреты, в особенности мужские, мне “ужасти” как понравились. Его лица смотрят такими живыми пронзительными глазами. Дамы его все чересчур прикрашены. Живопись его сочная и яркая — он учился у фламандцев в Антверпене.

17 мая. <...> Днем на выставке милой и курьезной: “Enseignes et reclames d'autrefois” (“Вывески и рекламы старого времени” — по-французски ). Я опустился в трогательную старину и позавидовал: как жилось проще и счастливее тогда. Старые вывески — среди них две — Шардена — для духов Пино, одна Ватто для торговца музыкальных инструментов, одна Буальи для еще существующего магазина, здешнего Елисеева, Корселе, изображающая очень толстого господина за столом, разрезающего громадную пулярку; старинные театральные афиши, объявления об ученых блохах, этикетки с мыла и духов — какие хорошенькие, все раскрашенные от руки, и сколько “скурильности” <...>

19 мая. Утром и на моей улице праздник: фактически неожиданное извещение, что я продал 6 вещей. Сказано мне было так: “пришла одна бельгийка, долго ходила одна и купила только Вас — 4 вещи, две миниатюры и две побольше”3.

В тот же день м-ль Алиса Никитина, известная танцовщица из труппы Дягилева, купила две: балет и “Carnaval de Venise” — обе миниатюры. “Около Вашей витрины рыщет все время антиквар Лалу и торгуется как извозчик. Приятно, что одна из присмотренных им вещей ушла — это, вероятно, научит его лучшим манерам”. Ты можешь вообразить себе наше ликование <...>


1 Бакст Андрей Львович (1907 — 1972) — сын Л. Бакста и дочери П. М. Третьякова Л. Гриценко-Бакст. Художник театра и кино.
2 Речь идет об Ольге Константиновне Мартыновой (1850 — 1928) — матери художницы Е. М. Мартыновой.
3 Речь идет о “Итальянской опере”, “Зимней прогулке”, “Спящей молодой женщине” и “Фейерверке”.

1-2-3-4-5-6-7-8-9


Проект занавеса для Свободнго театра (1913 г.)

Театр. 1907 год.

Наброски костюма Коломбины (1909 г.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.