А.А. Михайловой. Страница 8

1-2-3-4-5-6-7-8-9

Париж,
10 ноября 1928 г.

<...> Нервничаю из-за работы. Пожалей своего маленького Латура! И какой я Латур! Казалось, счастье улыбнулось, но не надолго. Последние два портрета идут из рук вон плохо. Киру я сегодня — после 7 — 8 сеансов начал рисовать снова, в 3-й раз, так неудачны были те сеансы. И красивый молодой серб не удается мне. Поэтому и нервничаю и томлюсь. Перед каждым сеансом чувствую какую-то нравственную тошноту. Может быть, это и пройдет, но в это время свет не мил и люди раздражают. Хотел я приготовить к выставке в декабре на Boulevard Raspail и сделать портретов 10 и через них получить заказы. Их будет меньше и среди них плохие. Теперь даже и выставку не хочется мне делать, но поздно уже идти на попятный двор <...> Последний мой законченный портрет — это Танечки — вышел он ни то ни се, я его готовил и старался для подарка к приезду Сергея Васильевича, которого xoтелось отблагодарить за летнее гостеприимство. Но удовольствие мое сделать подарок отравлено — думаю, понравится умеренно. Прочел за это время “Les elexirs du diable” (“Эликсиры дьявола” — по-французски) Гофмана в французском переводе <...> Гофман на этот раз меня разочаровал — может быть, тут играет роль и французский перевод, хотя и отличный — уж очень наивна вся эта чертовщина.

Среди выставок видел одну очень хорошую — гуаши и пастели молодого художника Жана Лонуа1. Редкое и приятное явление в этом хаосе ультрамодернистических картин. Прелестный тон и техника. Острый, немного деформированный рисунок, настоящая наблюденная жизнь. Картины его изображают мир проституток и maisons closes (публичных домов — по-французски), негров и апашей.

Выставка у Мефодия дрянь — род самых банальных и третьестепенных сезаннистов и ультрамодернистов — Глушенко2, Пуни3, Кикоин4, Анненков. Что сделалось с последним. Он был талантлив и курьезен, хотя и очень неприятен, а теперь просто стал merde'oй (дерьмом — по-французски) <...>


Париж,
20 ноября 1928 г.

<...> Сейчас придет Геня позировать для галереи приятных дам, как я шуточно ее называю. Только что ушла Кира, которую я тоже рисовал и на сегодня наконец удачно. Это уже 3-й с нее портрет — два первых никуда негодны.


Париж,
26 ноября 1928 г.

<...> Уф! Только что кончил тинтинку, которую надо было сделать как можно скорее. Потому, как негр, не разгибая спины, стоял над ней целую неделю. Устал страшно <...> Вышло очень недурно. Все, кто видел в почти законченном виде, очень хвалили. Что-то вроде Кустодиева5 <...>

5-го вернисаж выставки К. С. Уже каталог отпечатан и представь себе — 60 нумеров! Мефодий хлопочет больше меня и тоже волнуется <...> Приглашений будет разослано около 600. Ну вот, об этом.

Из выездов моих, очень немногих, могу описать тебе выезд в Гранд-Опера на премьеру Иды Рубинштейн, которая в 46 лет дебютировала балериной классического танца — в 3 небольших балетах, поставленных и сочиненных для нее А. Бенуа. Музыка же была ею заказана самым модным композиторам: Онеггеру, Мийо1, Морису Равелю и Стравинскому. Всего 9 балетов, из которых остальные я увижу 29 (ноября) и 4 декабря. Туда собрался весь артистический и снобический Париж, и у Иды был блестящий провал. Она со своей высокой и худощавой фигурой на пуантах и в tutu (в пачке) была прямо ридикюльна и беспомощна. А былой красоты уже нет и помину. Скука была невероятная. Все балеты ставил Бенуа и одну из декораций исполнила его дочь Елена и великолепно. Говорят, Ида истратила на все около 5 миллионов, но у нее содержатель лондонский король портера и пива!

Зал был довольно блестящий и много было знаменитых людей. Шли “Les noces d'Amour et Psyche” (“Свадьба Амура и Психеи” — по-французски) (нечто вроде “Павильона Армиды”) под музыку Баха, аранжированную и оркестрованную Онеггером, “La bien-aimee” на музыку Шуберта, оркестрованную Мийо, и “Болеро” Равеля. В последнем Ида была невероятно скучна и беспомощна, все время вертелась на большущем столе

. На днях здесь событие — первое после 20 лет выступление Рахманинова, и мы, конечно, идем <...>


Париж,
28 ноября 1928 г.

<...> Вчера весь вечер рисовал Генриетту и, кажется, удачно, и ей и Мефодию очень нравится, она выходит и красивая и моложе лет на 10! Невольно, я пока еще сознательно не выучился льстить. Работал с увлечением. Хочется ее непременно выставить <...>


1 Лонуа Жан (1898—1942) — французский художник-акварелист и иллюстратор.
2 Глущенко Николай Петрович (род. 1901) —художник-пейзажист.
3 Пуни Иван Альбертович (1894 — 1956) — художник-футурист, друг Маяковского.
4 Кикоин Михаил (род. 1892) — художник.
5 Мийо (Мило) Дариус (1892—1974) — французский композитор, дирижер и критик.

1-2-3-4-5-6-7-8-9


Портрет В.Ф. Нувеля (1914 год)

Эскиз титульного листа (1900 год)

Арлекин и дама (Фейерверк) (1912 г.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.