А.А. Михайловой. Страница 4

1-2-3-4-5-6

Париж,
15 мая 1931 г.

<...> Отдыхал на террасе кафе Вебера <...> Это сидение на улице и глазение на проходящих доставляет удовольствие. И за хорошим кофе! <...> Из выставок, которые я видел, самая значительная — выставка портретов Жана Больдини, гремевшего славой в конце 19 века. Тогда он нам очень нравился. А теперь, хотя его природный талант очень блестящ, он меня совсем разочаровал. Он кажется пустым, поверхностным шикарем, даже пошлым. Виртуозность его дурного вкуса. И как теперь смешны эти mondaines (светские дамы — по-французски) с их позами, смешными платьями и прическами. Все ему позировали, весь богатый и знаменитый Париж: герцогини, контессы, актрисы и демимонденки. Понравились мне только его очень ранние вещи, датированные 70-ми и 80-ми годами, где его блестящий талант во всем своем блеске. Но этих полотен очень немного. Мне было очень поучительно побывать на этой выставке <...>


Париж,
23 мая 1931 г.

<...> Вчера я днем выходил по делам и на выставку Ван Донгена, очень знаменитого портретиста у снобесс и снобов, по-моему, же он “собачье г.....”. Выставка его была у него в ателье в собственном великолепном доме. Незаслуженное богатство и слава — лучше бы мне! Я больше его достоин ее <...>


Париж,
29 мая 1931 г.

<...> О Шуре я давно ничего не слышал и не видел его <...> Теперь он, кажется, очень занят Идой Рубинштейн, которой ставит новое “гениальное” произведение Поля Валери1. “Гениальный” пишу в шутку. Это самый модный снобический писатель — крайне для меня противный. Это и опера, и балет, и декламация — “всего понемножку”. Из античной жизни. “Амфион” <...>


Париж,
31 мая 1931 г.

<...> Вчера утром был на двух очень интересных выставках. Во-первых, смотрел ранние рисунки Дега. И в этот период он уже восхитительный мастер. В особенности мне понравился профиль молодой женщины, нарисованный бледным карандашом. Даже его анатомические чертежи в высшей степени художественны. Вот мастер из мастеров! Во-вторых, был на выставке сборной — начиная с Энгра и кончая Сезанном и Ван Гогом. Чудесные Мане, Сислей, Коро, интересные Курбе и т. д. и т. д. <...>


Париж,
3 июня 1931 г.

<...> Вчера только был маленький просвет: я получил письмо от заказчика (Брайкевича) моего последнего портрета и вот его слова: “Портрет превосходен, классически прост и вместе с тем живописен, благороден и я бы сказал интимен, одним словом, очарователен. По-моему, он очень похож. Поздравляю от души Вас и себя <...> Дочь же моя просила Вам передать, что портрет ей очень нравится и что ничего лучшего она не представляла себе”.

<...> Я имел всего 6 сеансов <...> Сходство на полученном пастельном этюде было почти несуществующим. А сделал я это сходство у себя, уже по какому-то наитию. Или благодаря своей памяти, которую не подозревал в такой степени <...> Вчера днем ходил на выставку художественной книги. Выставка необъятной величины, участвуют и иностранцы, вплоть до СССР и Украины <...> В современном искусстве, пожалуй, книга дала самое тонкое и изысканное <...>


Париж,
20 июня 1931 г.

<...> Сюда приехала Софочка <Ростовцева> <...> Этот ее приезд оказался для меня очень “пользительным”: через нее я получил заказ на портрет одного американца2, ее родственника, не очень богатого и зажиточного. Портрет я буду делать как свой предыдущий, т. е. по этюдам с натуры, без модели. О гонораре еще не было речи, хотя сегодня был уже первый сеанс (из десяти обещанных). Я дико волновался и — сеанс правда был короткий — ровно ничего не сделал путного. А в общем надо сказать “уж не так божинька меня не любит”. Никак не ожидал этого заказа и в такое еще время, когда все уезжают и им не до портретов <...> Как я ни рад заказу, но начинается для меня серия мук — каждый сеанс. Никак не могу внушить себе спокойствие <...> Модель некрасива, стара, красна лицом, толста, нет шарма. Но, конечно, если бы я был Франс Хальсом или Веласкесом, можно было бы и из нее сделать великолепный кусок живописи <...>


Париж,
13 июля 1931 г.

<...> Я закончил тем временем оба этюда <...> Американец <...> предложил мне внести теперь же всю сумму гонорара сполна <...> С этой деньгой можно будет заплатить и квартирный терм и поехать в деревню и там месяца два питаться <...>


1 Валери Поль (1871 — 1945) — французский поэт, эссеист, символист.
2 Речь идет о работе над портретом профессора М. П. Ростовцева.

1-2-3-4-5-6


Автопортрет (1898 г.)

Портрет В.А. Сомова (1925 г.)

К.А. Сомов. 1903 год. Дама с собачкой.




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.