А.А. Михайловой. Страница 3

1-2-3-4-5

Париж,
29 марта 1934 г.

<...> Пишу новую картинку. Сюжет такой: белая ночь (по красочному воспроизведению этюда 1897 г. на даче Павловой), березы, пруд (который я прибавил) и три мужские фигуры, одна уже в воде, другая одевает штаны, сидящая, 3-я мальчик в портках надевает рубашку1 <...>

Я лет 20 или больше тому назад, под наплывом пессимизма к самому себе, уничтожил своих вещей штук 200: этюдов, набросков, начатых картин, неудавшихся портретов и картин, нарезал на куски холсты побольше, затопил тумбочку в ванне и все это сжег. Не знаю, помнишь ли ты это или я тебе не говорил об этом? Теперь я очень жалею об этом нелепом auto da-fе, так как пересолил и уничтожил много и материалов и вещей совсем не плохих. Особенно жалею автопортрет, написанный в 1888 году в мастерской Дмитриева-Оренбургского, — моя голова в кавалергардской золоченой каске с ремешками вокруг щек. Мне было 19 лет. И, сколько помню, портрет был и похож и неплох по живописи. Твой портрет, писанный в Павловске 1892 года, маслом: ты в голубом костюме ампир и шляпке с розанами. Помнишь? Это было плохо сделано, но довольно похоже. Жалею о нем! <...>


Париж,
5 апреля 1934 г.

<...> Картинку свою “Купальщиков в белую ночь” я кончил в воскресенье и вышла она очень удачной, всем понравилась — Борису, Лизе <...> и, наконец, вчера Шуре.

Все эти дни я не работал — был на выставках — сегодня на особенно интересной: “Энгр и его ученики”, где множество энгровских изумительных карандашных рисунков, масляных его портретов меньше и они не из его главных и лучших. Но зато рисунки — что за совершенство! Многие из его учеников прекрасны <...>


Париж,
22 апреля 1934 г.

<...> взял Лермонтова и читал его поэмы: “Купца Калашникова” и “Мцыри”. Очень они мне не понравились — наивны, детски-наивны, гадкие стихи, куда ему до Пушкина, совершенного во всем <...>


Париж,
29 апреля 1934 г.

<...> У меня прескучная работа — картинка с архитектурой для проспекта строительного общества в Лондоне <...> Я взял часть фасада и по всем окнам рассадил фигурки . В палисаднике много цветов, на перрон взошла дама и говорит с прислугой, открывшей дверь. На его ступеньках сидит девочка с мячиком в руке и перед ней собачка. Два садовника ухаживают за цветами <...>


Париж,
2 мая 1934 г.

<...> Поехал на выставку английских художников 18 века: Рейнольдса, Гейнсборо, Ребёрна, Ромнея, Лоуренса2 и др. Много интересного, но в общем вся эта школа не чарует чрезвычайно <...> есть какой-то не очень приятный у них шаблон. Тем не менее отметил себе несколько превосходных полотен <...>

5 мая. Когда я вчера ночью вернулся домой из синема, нашел письмецо в немного слов из Лондона, вот его содержание: “Получил акварель только час тому назад. Удовлетворен совершенно. Забавно, чуть наивно, зато свежо и красочно, вообще совершенно необычно, что для advertisment'a (рекламы — по-английски) очень важно. Фигуры чудесны. Если воспроизведение передаст легкость одежд, это будет очень любопытно. Мне стыдно, что Вы трудились над выписыванием кирпичиков, один тон был бы совершенно достаточен”.

<...> Сегодня компоновал такую сцену. По воспроизведению с моего дворика в Мартышкино сделал увеличение; дворик освещен солнцем <...> В открытом сарае будет стоять распряженная телега и две лошади, а на первом плане на сене спит парень или два их <...> Одним словом, sujet russe3<...>

6 мая. <...> Сегодня утром ездил на выставку под названием “Salon 1880 — 1900”. Было интересно видеть картины, тогда казавшихся огромными, мастеров,— но как это все потускнело, как они все позабыты и даже о них не говорят: а имена такие: Боннар, Бугеро, Каролюс Дюран4, Густав Моро5 <...> Эта выставка должна быть очень поучительна для молодых. Как проходит слава. Я думаю, нынешние модернисты лет через 40 совсем сгинут и никто их не будет собирать <...>


Париж,
13 мая 1934 г.

<...> Как меня поразило известие о смерти Сергея Васильевича6, хотя я и предчувствовал, что он не выживет, такие болезни. Очень мне жаль Анну Петровну, ее жизнь разбита, разве что ее поддержит ее искусство. Ведь они жили как Филемон и Бавкида, душа в душу. Я хочу ей написать несколько слов <...>

Третьего дня я был с Борисом и Аделью7 на “Казанове” с Мозжухиным8 в главной роли. Фильм невообразимая пошлятина и скука — все только голые бабы, и сам Мозжухин постарел и выглядит ридикюльно. Приятно только было видеть много Венецию, хорошо снятой <...>

Вот удивительно, что Елизавета Сергеевна (Кругликова) еще действует, даже выставляет. Ей, по-моему, лет 75. Опиши мне ее вещи <...>


1 Речь идет о “Купальщиках в белую ночь”.
2 Ромней (Ромни) Джордж (1734 — 1802), Рёберн Генри (1756 — 1823), Лоренс Томас (1769 — 1830) —портретисты, продолжатели традиций Рейнольдса и Гейнсборо.
3 Акварель “Мартышкинская ферма, или Деревенский двор”
4 Бугеро (Бугро) Адольф-Вильям (1825 — 1905), Каролюс-Дюран Эмиль-Огюст (1837 — 1917) — французские салонные портретисты.
5 Моро Гюстав (1826 — 1898) — французский художник, символист, учитель Матисса, Руо, Марке.
6 С. В. Лебедев умер 2 мая 1934 г.
7 Снежковская Адель Эдуардовна — мать Бориса Снежковского.
8 Мозжухин Иван Ильич (1888 — 1938) — актер немого кино.

1-2-3-4-5


Из второго издания

Книга маркизы (иллюстрация)

Книга маркизы (иллюстрация)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.