А.А. Михайловой. Страница 4

1-2-3-4-5

Париж,
23 мая 1934 г.

<...> Ко мне вдруг в воскресенье днем явились Фокины, он и она, уже давно здесь проживающие, выписанные Идой Рубинштейн для ее балетов. Фокины меня не застали дома, на другой день я им телефонировал и они меня пригласили к себе в ложу в Гранд-Опера, на последний Идин спектакль, а на другой день, вчера, я был с ними приглашен на вечер к Т. С. Рахманиновой, теперь Конюс. От спектаклей Иды Рубинштейн я остался очень недоволен — давали три балета 1) “Диана де Пуатье” в костюмах и декорациях Ал. Бенуа, 2) “Семирамида” в постановке Александра Яковлева (декорации) и костюмах Дм. Бушена, 3) “Болеро” па музыку Равэля. Хореография всех трех балетов Фокина. Он их поставил посредственно (если не считать “Болеро”, который удачен), как будто его вдохновение и изобретательность иссякли. Правда, Ида Рубинштейн никого вдохновить не может и только ее деньги всех вдохновляют. Сама она ужасна — стара, противна, с горбом на затылке, танцует плохо. Фокин говорил, что ставил ее танцы так, чтобы как можно меньше выявлять ее недостатки и неумение. В балете “Семирамида” на сюжет знаменитого Поля Валери с музыкой — очень противной — Онеггера она почти не танцует, а в последнем действии декламирует длиннейший монолог, так омерзительно скверно (под музыку), что раздавались свистки <...>

Фокин, оказывается, очень увлекается живописью. Показывал мне свои три масляных портрета, два со своей жены и один собственный. Я был поражен ими — для любителя он замечателен — о красках по фото я судить не могу, но нарисованы они очень хорошо, позы выбраны художественно, одним словом, дарование незаурядное. Ему очень захотелось посмотреть мои портреты и вот я его с женой позвал к себе. Позвал еще Шуру Бенуа и его сына Коку <…> Он, Кока, великолепно исполнил по макеткам отца декорации для “Дианы де Пуатье” <...>


Париж,
29 мая 1934 г.

<...> Для Эрнста теперь перечитываю свои дневники. Как интересно, как иногда ярко встает целый день со всеми подробностями, день совершенно, казалось, канувший в полное забвение <...>


Париж,
4 июня 1934 г.

<...> 30-го мая я был тоже в балете, но был скучный вечер, потому что главная часть вечера была занята новым балетом Мясина по названию “Choreartium”, сочиненный на музыку 4-й симфонии Брамса, без всякого сюжета и содержания. Танцы совершенно не соответствовали Брамсовской музыке: какие-то все ритмические, угловатые движения. Неинтересные декорации и костюмы. Балет на публику навел скуку и утомление. Провалился. 2-й балет был “Tricorne” (“Треуголка” — по-французски) с музыкой Мануэля де Фалья, декорацией и костюмами знаменитого Пикассо. Этот балет шел у Дягилева еще, но я его никогда не видел. Так себе, мне не очень понравилось. Запутанный сюжет из испанской жизни, а танцы Мясина, по-моему, не очень испанские. 3-й был “Котильон”. Я его видел много раз, но он мне не надоел, он очень занимателен, жив, красиво поставлен Баланчиным. В нем отличалась наша юная балерина Туманова (15 лет) и Т. Рябушинская (18 лет)1 <...>

Был на прошлой неделе днем у Шуры по его приглашению. Он мне показывал свои декорации к постановке “Манон” в Буэнос-Айресе <...> Очень красивые декорации — чрезвычайно элегантные и со всем, что надо для этой оперы. Он говорит, что они имели там большой успех <...> Был на одной интересной выставке под названием “L'art de la gastronomie” — все что касается еды: натюрморты, изображения обедов, ужинов в живописи и т. д. Множество превосходных вещей: Шарден, Удри (неразб.), Снайдерс и т. д.

В скором времени ожидаю сюда Михаила Васильевича <...> Это, может быть, мне будет полезно — он такой вечный мой энтузиаст, что подымет мой художественный дух, может быть, что-нибудь и приобретет из моих вещей. Эта моя никому ненужность в конце концов на меня действует <...>

5 июня. <...> Вчера в балете “Pacific”'a2 <...> имел огромный успех, мне же он не понравился, несмотря на хорошее исполнение. Как будто Мясин как балетмейстер начинает иссякать. Зато он превосходно танцует <...>


Париж,
2 июля 1934 г.

<...> Вчера мы были на интереснейшей выставке братьев (их 3-е) Лененов3, картины их трудно назвать по их именам, так как на всех они подписывались просто Le Nain и историки их до сих пор не могут определить точно, кто из них делал ту или иную картину. Изображали они крестьянский быт 17 века (Louis XIII), портреты, религиозные сюжеты и сцены corps de garde (караульное помещение — по-французски), игроков в карты, трик-трак и тому подобное. Несколько картин прямо одно восхищение, но много и слабых по фактуре, ремесленных вещей <...>

А другая выставка, на которой мы были, посвящена веку Louis XV и тоже крайне интересна. Великолепные экземпляры Фрагонара, Лиотара4, Латура, Перроно, Наттье5 и т. д., всех не перечтешь <...>

Гость меня балует <...> На днях он угощал меня в хорошем ресторане “Москва”, меня и одну молоденькую миловидную барышню6 из Лондона <...> Ее мать, как потом мне говорил мой друг, уже по его уговору купила одну мою вещь, а теперь он хочет эту молоденькую барышню приучить коллекционировать (и конечно, меня) и навести на мысль заказать мне портрет. Она теперь долго будет жить в Париже для изучения французского языка и литературы <...>


Париж,
10 июля 1934 г.

<...> Михаил Васильевич, несмотря на свой возраст и борьбу за жизнь, остался удивительным идеалистом, иногда даже до наивности. Но это не мешает ему быть хорошим дельцом. В нем много нежности к своим друзьям <...> Он попросил меня нарисовать с него небольшой карандашный портрет а ля Энгр, и я, конечно, согласился. Вышел не Энгр, а что-то гораздо подешевле. Голова свинцовым карандашом и сангиной. Сходство вышло небольшое (мы смеялись, что больше похож на Клемансо), но лепка, техника ему чрезвычайно нравится. Он считал это заказом и был крайне удивлен, что я написал “дорогому М. В. на память об июле 34 г.”, протестовал, протестовал, но согласился7 <...>


1 Туманова Тамара (род. 1919) — балерина. Рябушинская Татьяна (род. 1917) — балерина.
2 Балет “Union Pacific” поставлен на музыку Н. Набокова.
3 Ленон, братья: Антуан (1588 — 1648), Луи (1593 — 1648), Матье (1607 — 1677) — французские художники
4 Лиотар Жан-Этьен (1702—1789) — швейцарский пастелист, работал в Париже, Англии, Голландии.
5 Наттье (Натье) Жан-Марк (1685 — 1766) — французский портретист.
6 Тонконогова Ксения Павловна (род. 1912).
7 Портрет М. В. Брайкевича (свинцовый кар., сангина).

1-2-3-4-5


Портрет С.В. Рахманинова (1925 г.)

Букетик (1924 г.)

Панорама Дармштадта




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.