Главная > Биография


Интерактивная биография Сомова

Для просмотра информации о событии наведите курсор на точку. Также вы можете перемещать показываемый диапазон событий, нажимая кнопки вправо-влево на линии годов.

Вы можете также просмотреть текстовую версию истории жизни художника.

18.11.1869 Рождение

Родился 18 (30) ноября 1869 г. в Петербурге в семье историка искусства, знатока живописи и гравюры, хранителя Эрмитажа и редактора "Вестника изящных искусств" А.И. Сомова.

1878 Первая заграничная поездка

Первая поездка за границу в Париж, вместе с родителями.

1879 Поступление в гимназию

Поступил в гимназию К.И. Мая, где познакомился и подружился с Ал. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым. Увлекается театром, музыкой и пением.

1881 Поездка в Австрию

Едет с семьей в Австрию, посещает в Вену и Грац.

1888 Окончание гимназии

Заканчивает общее образование в частной гимназии К.И. Мая, готовится к поступлению в Академию художеств.

1888 Поступление в Академию

В сентябре 1888 г. Поступает в Императорскую Академию художеств.

1890 Путешествие по Европе

Отправляется с матерью в поездку по Европе, посещает Варшаву, Германию, Швейцарию и Италию.

1892 окончание научного курса в Академии

Закончил изучение научного курса в Академии художеств.

1894 Путешествие по Европе

Путешествует с отцом по Европе, побывал в Германии и Италии. Впервые выступает на выставке Общества русских акварелистов.

1894 Начало занятий в мастерской Репина

В октябре 1894 начинает занятия в мастерской И.Е. Репина.

1895 Участвие в выставках

Участвует в петербургских выставках — Ученической в Академии художеств и "Blanc et noir". Пишет портреты: матери художника, А.Н. Бенуа и др., а также пейзажи.

1896 Работа над картинами

Пишет портреты А.К. Бенуа и Н.Ф. Обер, картину "Две дамы на террасе", пейзажи и др.

1897 Окончание занятий в мастерской Репина

В марте 1897 г. оканчивает занятия в мастерской И.Е. Репина и добровольно покидает Академию художеств.

1897 Поездка в Париж

В сентябре 1897 г. едет в Париж, где останется до лета 1898 г. Пишет портреты А.И. Сомова и А.А. Михайловой, картины "Беседка", "В августе", "Конфиденции", "Радуга" и др.

1898 Вторая поездка в Париж

В октябре 1898 г. участвует в выставке русских и финляндских художников. Второй раз едет Париж, где посещает мастерскую Коларосси в которой будет заниматься два года. Пишет автопортрет, картины "Поэты", "В детской" и др.

1899 Участвие в первой выставке "Мира искусства"

В мае 1899 г. участвует в первой выставке "Мира искусства". Из Парижа едет в Англию, а потом возвращается в Петербург. Пишет картины "Купальщицы", "В боскете", а также иллюстрации к поэме А.С. Пушкина "Граф Нулин" и др.

1900 Участвие во второй выставке "Мира искусства"

Участвует во второй выставке "Мира искусства". Пишет картины "Дама в голубом" (1897— 900) и "Остров любви". Летом отдыхает в финском городе Силламяги под Нарвой, где пишет картины "Вечерние тени", "Роща на берегу моря" и др.

1901 Участвие в выставках

Участвует в выставках — третьей "Мира искусства", на Венском Сецессионе и в Дармштадте. Пишет портрет А.П. Остроумовой, иллюстрации к повестям Н.В. Гоголя и др.

1902 Участвие в выставках

Участие в выставках — "36-ти" художников в Москве, четвертой "Мира искусства", в Kunstsalon Кассирера в Гамбурге, на Сецессионе в Берлине. Пишет картины "Вечер" и "Волшебство".

1903 Первая персональная выставка

Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) в Петербурге в "Современном искусстве" и у Кассирера в Берлине и Гамбурге (95 произведений). Участие в выставках — пятой "Мира искусства" и первой "Союза русских художников". Пишет картины "Эхо прошедшего времени", "Спящая женщина в синем платье", "Дама в розовом" и др.

1904 Участие в выставках

Участие в выставках — "Союза русских художников", в Вене и Дрездене. Занимается книжной графикой, пишет картины "Лето", "Фейерверк" и др.

1905 Начало работы в журнале "Золотое руно"

В мае посещает в Париж и Примель в Бретани. Занимается скульптурой ("Влюбленные"). Знакомится с М. Кузминым, Вяч. Ивановым. Участвует в выставках — "Союза русских художников", в Вене и акварелистов в Берлине. Начинает сотрудничества с журналом "Золотое руно".

1906 Участие в выставках

Участвует в выставках — "Мира искусства", "Союза русских художников", Сецессионе в Берлине, в Выставке русского искусства в Осеннем салоне в Париже (устроенной С. П. Дягилевым). Создает эскиз фарфоровой статуэтки "Дама, снимающая маску", портрет В.Л. Иванова, занимается книжной графикой.

1907 Участие в выставках

Участвует в выставках — "Союза русских художников", "Нового общества художников", "Интернациональной" в Венеции. Создает графические портреты А.А. Блока и Е.Е. Лансере, картину "Арлекин и смерть", а также иллюстрации для немецкого издания "Das Lesebuch der Marquise". Berlin, 1907.

1908 Участие в выставках

Участвует в выставках — "Союза русских художников" и Галерее Жоржа Пти в Париже.

1909 Участие в выставках

Участвует в выставках — "Союза русских художников", "Die Dame in Kunst und Mode" в Берлине, на "Интернациональной" в Риме. Создает костюм Коломбины для А. Павловой, пишет портрет поэта М.А. Кузмина, картину "Спящая молодая женщина" и др.

1910 Уход из Союза художников

Участвует в выставке женских портретов в редакции журнала "Аполлон" и выставке "Союза русских художников". Вместе с А. Бенуа, М. Добужинским и другими выходит из "Союза хужожников". Участвует в первой выставке вновь организованного "Мира искусства". Пишет портреты Г.Л. Гиршман, Е.П. Носовой, Ф. Сологуба, М. Добужинского и картину "Пьеро и дама".

1911 Поездка в Больё

В декабре 1911 г. едет на а юг Франции, в Больё. Там он пробудет до апреля 1912 г. Пишет два варианта картины "Арлекин и дама".

1913 Становится дайствительным членом А.Х.

Получает статус действительного члена Академии художеств. Создает эскиз занавеса для "Свободного театра" в Москве, пишет портрет М.Д. Карповой, и др.

1914 Получение звания академика

В январе 1914 г. получает звание академика Академии художеств. Вновь посещает Больё, затем возвращается в Петербург через Венецию и Вену. Пишет портреты: Д.Г. Карышевой, Е.П. Олив, В.Ф. Нувеля, картины "В лесу" и "Итальянская комедия".

1915 начало преподавания в школе Е.Н. Званцевой

Участвует в выставках: Картин русских художников, устроенной в пользу пострадавших от войны бельгийцев (26 номеров) и "Мира искусства". Начинает преподавать штудию натуры в частной художественной школе-студии Е.Н. Званцевой. Пишет портреты Г.Л. Гиршман, Н.Г. Высоцкой, М.Г. Лукьянова, Е.С. Михайлова, картины "Зима. Каток", "Язычок Коломбины" и др. Работает над иллюстрациями и подбором текстов для книги "Le Livre de la Marquise" для издательства Голике и Вильборг в Петербурге.

1918 Получает звание профессора

Становится профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских.

1919 Персональная выставка

Проводит персональную выставку в Государственной Третьяковской галерее, посвященную своему пятидесятилетнему юбилею. Пишет картины "Лето" и др.

1922 Участие в выставке Дома искусств

Участвует в выставке, организованной Домом искусств.

1923 Отправление в Америку

В декабре 1923 г. через Ригу, Берлин и Лондон выезжает в Америку с Выставкой русского искусства в качестве представителя от петроградской группы художников. Совместно с И. Грабарем составляет каталог выставки.

1924 Выставка в Америке

В январе 1924 г. прибыл в Нью-Йорк. Занимается организацией выставки, которая открылась 8 марта. На ней Сомов представлен 38 произведениями. Знакомится и сближается с семьей Рахманиновых. Пишет портрет Е.К. Сомовой.

1924 Персональная выставка

В июне 1924 г. совершает поездку в Париж. В июле проводит небольшую персональную выставку в магазине В. Гиршмана и Н. Асса. Затем, в сентябре возвращается в Нью-Йорк.

1925 Переезд во францию

В январе пишет портреты Т.С. Рахманиновой и К.М. Животовской, а также рисунок для портрета С.В. Рахманинова. В мае переезжает во Францию. Живет вместе с М. Лукьяновым на ферме в Нормандии - в Гранвилье. Совершает поездки в Париж и Корбевиль к Рахманиновым. Пишет портреты своего племянника - В.А. Сомова, а также этюд маслом и большой портрет С.В. Рахманинова для фирмы "Стейнвей".

1926 Занятия творчеством

Пишет портреты Б.Е. Поповой, Е.С. Питтс, миссис Морган и др. Создает иллюстрации к повести А.-Ф. Прево "Манон Леско" для парижского издательства "Трианон".

1927 Создание миниатюр

Создает более 50 акварельных миниатюр среди которых пейзажи и жанровые сцены.

1928 Поселяется в Париже

В январе приобретает квартиру в Париже на бульваре Эксельманс. В мае приезжает на открытие выставки русского искусства в Брюссель, в которой принимает участие. там Сомов пробыл до июня. В декабре проводит персональную выставку в магазине Лесника в Париже, на которой выставляет 63 произведения. Пишет портреты М.Г. Лукьянова, А.А. Попова, Г.Л. Гиршман, три автопортрета и др.

1929 Участие на выставке в Копенгагене

Участвует в выставке в городе Копенгаген. Пишет портрет К.П. Верховской, натюрморт, картину "Фейерверк", "Жадная обезьянка" и др.

1930 Проведение выставок

С февраля по март участвует в выставках в Берлине и Белграде. В июне проводит персональную выставку в галерее Голицына в Лондоне, где представляет 80 произведений. Создает иллюстрации к роману Лонга "Дафнис и Хлоя" для издательства "Трианон". Работает над портретами членов семьи Нольде, пишет "Морской пляж с фигурами" и др.

1931 Занятия творчеством

Пишет портрет М.И. Ростовцева, а также портрет Т.М. Брайкевич и этюд к нему. Создает картину "Митиленские пастухи", натюрморт с комодом, цветами, зеркалом, и др.

1932 Смерть М.Г. Лукьянова

14 апреля 1932 г. от туберкулеза умирает Мефодий Георгиевич Лукьянов, работавший у Сомова моделью и проживший с ним 22 года и ставший за это время другом семьи художника. В июне Сомов выставляет 10 произведений на выставке русских художников в галерее "Ренессанс". В августе с молодыми художниками В. Будановой, Л. Успенским и Кругом совершает поездку в Гранвилье, где пишет портрет В. Будановой и картину "Окно — дверь...". В сентябре врнулся в Париж, где написал картину "Грибоборки" и портрет Б.М. Снежковского.

1933 Поездка в Гранвилье

В августе уезжает в Гранвилье, где пробудет до сентября. Работает с натуры совместно с молодыми художниками и руководит ими. Там он пишет двойной портрет В.И. Будановой-Успенской, натюрморт с фарфором и отражающимися в зеркале фигурами, картину "Балет" и др. В том же году Сомовым были написаны: портрет Е.С. Мацневой и два портрета Б.М. Снежковского - с боксерскими перчатками и "ню".

1934 Поездка в Гранвилье

С конца июля до августа Сомов уезжает в Гранвилье с Успенскими и Кругом. Там он пишет следующие картины: "Окно — пейзаж — натюрморт", "Натюрморт с автопортретом", "Натюрморт с красными лилиями и перламутровой коробкой", а также портрет Сесиль Воланж — героини романа "Опасные связи" и несколько этюдов для нее с А. Левченко. В том же году написан портрет М.В. Брайкевича и картины "Старческая любовь", "Интерьер со столиком", "Купальщики в белую ночь" и др.

1937 Поездка в Гранвилье

Пишет портрет миссис Филипс и этюд "ню" со Снежковским, находящийся в государственном Русском музее. Совершает поездку в Гранвилье с Успенскими и Кругом, где пишет картины "Лихорадка", "Мандолинист и его слушатели" и др.

1938

С июля по август - поездка в Гранвилье с родителями Б. Снежковского. Там пишет картину "Окно-дверь и пейзаж". В том же году написаны картины "Балет", "Привидения" и др.

1939 Последние картины

Пишет картины "Летний вечер в деревне" (с четырьмя фигурами), "Натюрморт с синей тетрадью", "Усталый путник" и др. Продолжает начатую в 1937 г. работу над портретом Р. Зубовой, который так и остался неокониченым.

1939 Смерть

6 мая 1939 года скоропостижно скончался в Париже.

Книга маркизы (иллюстрация)

Книга маркизы (иллюстрация)

Книга маркизы









Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.